Самураи придут с оружием
Правительство Японии подготовило законопроект, который разрешит стране начать экспортировать оружие. За инициативой стоят лоббисты крупных компаний, включая Mitsubishi Heavy Industries и Kawasaki Heavy Industries, которые хотят выйти на перспективный азиатский рынок. Для России конкуренция со стороны Японии особой угрозы не составляет, хотя контракты на поставку самолетов-амфибий в Индию российская сторона может потерять, полагают аналитики.
Правительство премьра Синдзо Абэ может согласовать новые правила по экспорту оружия уже в конце марта. В 1967 году Токио принял знаменитые «три принципа», согласно которым страна не может экспортировать оружие в страны коммунистического блока, в государства, находящиеся под действием санкций ООН, а также в страны — участницы международных конфликтов. Однако в рамках борьбы с собственным милитаризмом с 1976 года страна отказалась от экспорта оружия вообще. «Из-за этого самоограничения Япония только импортировала оружие и развивала собственное производство. Но если страна работает только на себя, производство обходится очень дорого», — сказал РБК директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. По данным Bloomberg, у которого оказалась черновая версия законопроекта, экспорт оружия по-прежнему будет запрещен в страны, которые вовлечены в международные конфликты. В остальном японские производители смогут действовать достаточно свободно. Согласно опросу, 67% японцев выступают против отмены запрета. Однако Синдзо Абэ готов пожертвовать пацифистским имиджем Японии на фоне роста военной мощи в Китае, чей оборонный бюджет в прошлом году вырос до 139 млрд долл. Кроме того, для страны отказ от устаревших правил станет не только хорошей возможностью укрепить связи с западными и азиатскими союзниками, но и сбалансировать военный бюджет. По данным IHS, в прошлом году расходы Японии на оборону составили 56,8 млрд долл. (пятое место по этому показателю в мире после США, Китая, России и Великобритании). «Предыдущее правительство Японии стремилось сократить расходы на ВПК, но администрация Абэ нарастила оборонные расходы в 2013 году и уже попросила об их увеличении в 2014 году», — отметил в своем докладе аналитик IHS Крег Кэффри.
За ослабление регулирования давно выступали ключевые поставщики Министерства обороны — Mitsubishi Heavy Industries и Kawasaki Heavy Industries. Mitsubishi производит корабли, подводные лодки, танки, самолеты и ракеты, тогда как Kawasaki — патрульные самолеты, вертолеты и реактивные двигатели. Их привлекает азиатский рынок. В 2013 году оборонные расходы стран АТР составили 369 млрд долл. (24% от общемирового показателя). К концу десятилетия доля стран региона вырастет до 28%, прогнозирует IHS.
Вместе с тем экспортный потенциал Японии будет ограничен из-за дороговизны продукции. «В первую очередь потенциальными покупателями должны стать западные союзники страны. Так, Австралия готова заплатить за технологии для подводных лодок, США и Франция заинтересованы в системах наземного базирования, а Турция не прочь купить противопожарные системы», — сказал РБК аналитик SIPRI Симон Везерман.
Эксперты сходятся в том, что Япония не является прямым конкурентом России. «Россия в поставках вооружения ориентируется на средний ценовой сегмент, так что Япония скорее будет конкурировать с дорогими поставщиками вроде США или Франции», — считает Пухов. Однако в ряде азиатских стран, в первую очередь Индии, интересы стран сойдутся. «Реальная борьба может развязаться только за рынок Индии. Сейчас на нее приходится 38% российского экспорта, на Китай — 12%. Но военное сотрудничество Японии с Китаем маловероятно, тогда как Индия готова покупать японские самолеты-амфибии US-2 (российским аналогом являются гидросамолеты БЕ-200). Но все-таки для России более серьезные конкуренты в Индии — США, Франция и Великобритания», — отметил Везерман.
Другими потенциальными рынками сбыта для Японии будут Филиппины, Вьетнам и Индонезия. «У Японии довольно много подержанного вооружения, в том числе патрульных кораблей. Та же Индонезия скорее купит японский дешевый подержанный корабль высокого класса, чем российский новый среднего класса», — пояснил Пухов.