Пандемия коронавируса, 14 апр 2020, 17:03

Банки заметили снижение уровня самоизоляции россиян

В конце второй недели самоизоляции крупнейшие российские банки, Сбербанк и ВТБ, зафиксировали снятие наличных россиянами, их возросшие траты на транспорт, посещение салонов красоты и другие расходы, требующие выхода из дома
Читать в полной версии
Фото: Антон Новодережкин / ТАСС

Конец второй недели самоизоляции показал, что россияне увеличили свои расходы в тех категориях товаров и услуг, которые требуют выхода из дома. К таким выводам пришли эксперты Сбербанка и ВТБ (отчеты есть у РБК).

В ВТБ сообщили, что в конце второй недели самоизоляции по сравнению с первой неделей увеличился объем снятия наличных, на треть возросло число поездок на транспорте, в 3,5 раза увеличились траты в салонах красоты. Выросла и популярность личного транспорта — количество зафиксированных транзакций на АЗС по стране выросло почти на 20%, в Москве и Подмосковье — на треть.

После того как власти разрешили работать салонам красоты с медицинской лицензией, объем транзакций по картам на оплату их услуг вырос в 3,5 раза, «пиковым» днем стала пятница, 10 апреля. В ВТБ также отметили, что количество покупок в аптеках на второй неделе самоизоляции в целом по России снизилось на 10%, в Москве и области — почти на 20%.

К выводам о том, что россияне стали не так жестко соблюдать режим самоизоляции пришли и эксперты Сбербанка. В период с 6 по 12 апреля общее падение расходов россиян по сравнению с тем же периодом прошлого года составило 19,5%. Однако если сравнивать с первой неделей самоизоляции, то они выросли на 2,7%.

«По структуре операций можно предположить, что прирост отчасти является следствием менее жесткого выполнения правил самоизоляции», — отметили в банке. По сравнению с первой неделей апреля восстановилась часть спроса на товары для строительства и ремонта, а также мобильные телефоны.

В банке также отметили рост числа офлайн-транзакций и нормализацию спроса на наличные средства после аномально низких уровней неделей ранее. «И то и другое требует личного присутствия», — говорится в материалах Сбербанка.

«С точки зрения общих тенденций, однако, существенных изменений не происходит. Работа многих бизнесов приостановлена, что в принципе не позволяет совершать расходы. Это в первую очередь касается, конечно же, сектора услуг. Потери потребительского спроса в апреле, вероятно, составят чуть менее 1 трлн руб. Таким образом, один нерабочий месяц «съедает» 0,9% годового ВВП России только по каналу конечного спроса домохозяйств», — подсчитали в банке.

Признаки оживления малого бизнеса на второй неделе самоизоляции увидели и в компании — операторе онлайн-касс «Эвотор», которая проанализировала данные с 620 тыс. устройств по всей России.

Выяснилось, что доля работающих в России малых и средних предприятий выросла на 4,8 п.п., с 39,5% на первой неделе до 44,4% на второй. Их выручка также выросла. «Оживились» в первую очередь бизнесы, связанные с продажей автотоваров, стройматериалов, инструментов, товаров для дачи и садоводства, а также салоны связи. Кроме того, в круг «оживающих» попали автосервисы, шиномонтажные мастерские и предприятия в сфере ЖКХ. Наибольший рост показали шиномонтажи, выручка которых на второй неделе карантина достигла 95% от их дохода в начале марта, а также предприятия ЖКХ, которым удалось поднять доходы до отметки 85% от времени до введения карантина.

Россия в черном списке ЕС по отмыванию денег. Что это значит
Американским беби-бумерам принадлежат $80 трлн. Почему это злит молодежь
ИИ-стартап Anthropic собрался на IPO. Почему это может быть плохой идеей
Какие шаги нового руководителя позволяют преодолеть недоверие команды
Гречиха перестала быть сверхприбыльной для компаний. Как это меняет рынок
Выкуп за 1 руб. Какие кейсы с опционами в России доходят до судов
Серые продажи и новые обязанности маркетплейсов: что нужно знать селлерам
Глава Института Европы — о том, как вернуться к диалогу России и ЕС