Минпромторг ответил на претензии фармкомпаний ко «второму лишнему»
Внедрение механизма «второй лишний» по которому при госзакупках стратегически важных лекарств предполагается отдавать приоритет компании-производителю препарата по полному циклу — от синтеза молекулы вещества до выхода на массовое производство — из стран ЕАЭС поможет устранить жесткую зависимость производителей готовых лекарств от нестабильного производства субстанций. Об этом заявили РБК в Минпромторге в ответ на обращение семи профессиональных объединений — фармацевтических ассоциаций и сообществ пациентов, в числе которых Ассоциация международных фармпроизводителей (AIMP), Лига защитников пациентов и другие.
Представители фармкомпаний и пациентов обратились с письмом к премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой отклонить разрабатываемую Минпромторгом инициативу «второй лишний». В качестве аргументации сообщества приводят несколько негативных последствий, которые могут наступить, если предложение будет утверждено правительством — дефицит лекарств из-за ограничения конкуренции, уязвимость лекарственной безопасности страны, уход с рынка множества производителей. Также авторы письма выражают опасения из-за того, что ограничительные меры на госзакупках по принципу «свой-чужой» может повлечь появление коррупционных цепочек производителей, дистрибьюторов и аптек.
В Минпромторге настаивают, что создание технологических и экономических преимуществ для локального производства лекарств полного цикла крайне важна для обеспечения россиян препаратами и для лекарственной безопасности страны. Особенно, с учетом того, что локализация на территориях ЕАЭС — это капиталоемкий и труднозатратный процесс. Представители министерства добавляют, что сейчас в рамках поручения зампреда правительства Татьяны Голиковой Минпромторг совместно с другими ведомствами обсуждает введение механизма «второй лишний» при госзакупках стратегических значимых лекарств, который позволил бы ускорить локализацию производства полного цикла по таким препаратам без введения запретов для иностранных производителей.
С доводами ассоциаций фармкомпаний и союзов пациентов до этого уже не соглашались в Ассоциации фармпроизводителей ЕАЭС, которая объединяет производителей лекарств полного цикла. По словам председателя правления объединения Станислава Наумова, переход производства на полный цикл важен в условиях, когда из-за пандемиии COVID-19 случаются перебои с поставками субстанций из-за рубежа.
Какие лекарства входят в список стратегически важных
Перечень стратегически важных лекарств, которые обязательно должны производиться в России был расширен правительством в 2020 году с 57 до 215 позиций. Расширенный список включает в себя препараты как для лечения орфанных заболеваний, так и препараты из перечня жизненно необходимых (ЖНВЛП), а также лекарства, предназначенные для оказания скорой, паллиативной помощи и другие. Например, препараты от сахарного диабета — инсулины, для антиретровирусной терапии — лопинавир/ритонавир, препараты, применяемые при сердечной недостаточности, — фуросемид, применяемые при терапии COVID-19 — азитромицин, гидроксихлорохин, при онкологических заболеваниях — аспарагиназа и др.
В Минпромторге также отмечают, что на 1 января 2021 года из 215 препаратов, включенных в перечень, по 81 нет производства субстанций, еще по 32 нет производства готовой лекарственной формы.