В российских регионах дефицит теплоизоляционных материалов
Мировой рынок теплоизоляции оценивается примерно в 20-25 млрд долл. На долю России приходится около 4% мирового потребления всех видов теплоизоляционных материалов. Но потребность в применении теплоизоляционных материалов будет расти с каждым годом. По расчетам маркетингового агентства DISCOVERY Research Group, общая потребность в утеплителях для всех отраслей хозяйства нашей страны достигнет к 2010 году 50-55 млн кубометров, в том числе в жилищном строительстве - 18-20 млн кубометров.
Объем российского рынка теплоизоляционных материалов в 2006г. составил 17 млн кубометров. В структуре производства теплоизоляционных материалов доля волокнистых утеплителей составляет около 70% от общего выпуска, пенопластов - около 20-25%, остальное - стекловолокно и каменная вата. Согласно прогнозам производителей, доля изделий из каменной ваты будет увеличиваться ежегодно за счет сокращения доли материалов из стекловолокна и пенопласта.
"Сейчас есть мода на каменную вату, хотя ее доля ниже, чем доля стекловолокна в России. Насколько мне известно, западные производители начинают запускать новые заводы по производству стекловолокна", - сообщил в эфире программы "Сфера интересов" на РБК-ТВ руководитель технической поддержки продаж компании "УРСА Евразия" Илья Мехнецов.
Но, по его мнению, абсолютно плохих утеплителей, как и хороших, нет. "Нельзя свойства продуктов рассматривать в отрыве от той конструкции, которую предполагается ими утеплять. Это сравнимо с тем, как выбирать, что лучше - велосипед или трактор", - отметил он.
Повышенный спрос на современные виды теплоизоляции позволяет зарубежным компаниям успешно продавать свою продукцию у нас. По оценкам экспертов, европейские производители контролируют более 70% отечественного рынка изоляции.
Однако иностранные производители считают свою долю на рынке завышенной. "По нашим оценкам, доля иностранных компаний в производстве теплоизоляции составляет порядка 40-45%", - сказал директор по маркетингу компании "Сен-Гобен Строительная Продукция" Антон Точин.
Но пока отечественные производители вынуждены продавать свою продукцию с некоторым дисконтом: она уступает иностранным аналогам по качеству, потребительским характеристикам. Вместе с тем иностранные игроки уверены в том, что отечественные производители смогут предложить конкурентоспособную продукцию. Это обусловлено тем, что в последние годы они начали модернизацию заводов по производству теплоизоляционных материалов. "Мы внимательно следим за ними (российскими производителями) и не пренебрегаем ими как конкурентами", - подытожил А.Точин.
Но жесткой конкуренции на внутреннем рынке теплоизоляционных материалов не наблюдается. Сейчас достаточно места на российском рынке и для иностранных, и отечественных производителей. В основном строительные рынки Москвы и Санкт-Петербурга насыщены современными теплоизоляционными материалами, что касается регионов, то там потребность закрывается местными производителями. Если говорить о ценах, то в некоторых сегментах цены на российском рынке выше, чем на европейском, что также обусловлено нехваткой теплоизоляционных материалов.
Так, годовое производство теплоизоляционных материалов на тысячу жителей Швеции составляет 600 куб. м, США - 500 куб. м, Финляндии - 420 куб. м, России - 45 куб. м.
Такая диспропорция свидетельствует о том, что в России мало уделяют внимания энергосбережению. Но в то же время российский рынок теплоизоляции считается одним из самых перспективных в Европе. В условиях увеличения объемов строительства теплоизоляционные материалы становятся весьма востребованным товаром на отечественном рынке стройматериалов.