Общество, 14 мая 2014, 01:25

Прощание с Канадой

Читать в полной версии
Фото: ИТАР-ТАСС

Один из крупнейших мировых производителей автокомплектующих — канадская Magna — может выйти из партнерства с «Автотором», вторым по мощности российским производителем, из-за охлаждения отношений между странами. Жертвой политики может стать и СП Bombardier и «Ростеха».

Канадское правительство рекомендовало автоконцерну Magna отказаться от сотрудничества с «Автотором» по проекту строительства автокластера в Калининградской области, доложил вчера премьер-ми­нис­тру Дмитрию Медведеву председатель совета директоров «Автотора» Владимир Щербаков на совещании в Калининграде. «Нам надо посмотреть и какое-нибудь письмо тоже отправить», — сказал Медведев министру промышленности и торговли Денису Мантурову.

«Автотор» объявил о создании автомобильного кластера в Калининградской области с общими инвестициями в 3 млрд евро весной 2012 года. Компания собиралась построить шесть автозаводов общей мощностью 350 тыс. машин в год и полтора десятка производств комплектующих. В качестве партнера «Автотор» привлек канадскую Magna.

Это было необходимо, потому что у компании не было соглашения с правительством о режиме промышленной сборки, позволяющего ввозить беспошлинно компоненты в обмен на локализацию собираемых машин. В 2012 году «Автотор» купил у Magna 60% одной из ее российских «дочек» — «Магна Нижний Новгород», у которой такое соглашение было. Оно действует до 2020 года, сказал вчера РБК президент «Автотора» Валерий Драганов. «Magna — наши хорошие партнеры, мы продолжаем работу по проекту, несмотря ни на что», — заявил Драганов.

Директор по коммуникациям Magna International Трэйси Фюрст отказалась комментировать рекомендацию канадского правительства, сославшись на то, что ей ничего о ней не известно. Компания следит за политической ситуацией в России, но не меняет планов, уточнила Фюрст, цитируя выступление гендиректора Magna Дона Уолкера на годовом собрании акционеров на прошлой неделе.

Бывший сотрудник российского офиса компании говорит, что у канадцев с самого начала было много вопросов к калининградскому проекту. В частности, в нынешних рыночных условиях вставал вопрос о загрузке новых сборочных мощностей, рассказывает топ-менеджер. По его словам, роль Magna в проекте — технологический партнер и маяк для привлечения партнеров-автопроизводителей.

Тяжелый вход

Magna работает в России более 15 лет, начав сотрудничество с нижегородского ГАЗа, куда поставляла двигатели. С группой ГАЗ Олега Дерипаски Magna связывают наиболее близкие отношения и самая давняя история сотрудничества. Канадско-австрийская компания консультировала группу в момент, когда она в начале 2000-х годов начала обновляться.

В 2007 году «Русские машины», кон­со­лидирующие машиностроительные активы «Базового элемента», купили 20% акций Magna за 1,54 млрд долл. Пакет был передан в залог по кредиту для «Русских машин» и в кризис 2008 года отошел к банкам-кредиторам.

От этой сделки Дерипаска получил не только убыток, но и опытного директора. В 2008 году в совет директоров ГАЗа вошел Зигфрид Вольф, бывший гендиректор Magna International. Сейчас он также возглавляет совет директоров «Русских машин».

Еще до альянса с Дерипаской канадцы договаривались с «Рос­технологиями» о сотрудничестве в разработке новой платформы для АвтоВАЗа. Проект начался в 2006 году, но в 2009-м был закрыт.

После кризиса Сбербанк в альянсе с Magna сделал попытку купить немецкий Opel у разоренной рецессией General Motors. Стороны договорились было о покупке 55% Opel, но в последний момент GM разорвала уже подписанное соглашение.

Сейчас у компании в России три завода по производству металлической и пластиковой штамповки для автопроизводителей — два в Санкт-Петербурге и один в Калужской области. Еще одна производственная площадка есть у Magna в Нижнем Новгороде. Все заводы работают в нормальном режиме, санкции Канады на них не сказались, утверждает руководитель крупной компании-поставщика комплектующих.

Вылет Bombardier

В марте вице-премьер Дмитрий Рогозин в ответ на решение канадских властей прекратить военное сотрудничество сделал заявление, поставившее под сомнение целесообразность продолжения работы совместного предприятия Bombardier и «Рос­теха» по созданию турбовинтовых самолетов. Вчера об этом сказал и министр промышленности и торговли Денис Мантуров. «Мы стали сами задумываться [о целесообразности продолжения проекта], время идет, а проект до сих пор не начат с точки зрения стройки. Формально компания Bombardier это не подтверждает [отказ от проекта], но такие крикливые заявления [властей Канады о введении санкций в отношении России] наводят нас на мысль о продолжении [о целесообразности продолжения проекта]», — цитирует министра ИТАР-ТАСС.

У Bombardier нет намерения сворачивать проект, а никаких документов и уведомлений от министерства в компании не получали, сказал источник, близкий к российскому офису канадской компании. Представитель Bombardier вчера не ответил на запрос РБК. Представитель «Ростеха» сообщил, что пока во взаимоотношениях с канадской компанией нет никаких из­менений.

Pro
Компании гибнут из-за слабых сотрудников. Почему руководители их нанимают
Pro
Мошенники на удаленке: как не потерять деньги при работе с внештатником
Pro
Старение из-за постоянного воспаления: как избежать проблемы
Pro
От $80 тыс. за апартамент: где и за сколько можно купить жилье на Бали
Pro
Быстро и дешево запустить сайт или приложение: польза и риски low-code
Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
«Воспалительный возраст». В Стэнфорде нашли способ отсрочить старость
Pro
Как заработать на дивидендах весной 2024-го: топ-10 российских акций