Общество, 14 июн 2006, 17:16

Эксперты: Рост масложирового рынка РФ сдерживает сырьевой фактор

Рынок масложировой продукции России показывает устойчивый рост. Так в сезоне 2005-2006г. было произведено рекордное количество подсолнечного масла. Рост производства масла был обусловлен высоким урожаем подсолнечника в 2005 году и применением гибридных сортов. Между тем многие эксперты рынка указывают, что повторение сбора 2005 в ближайшие годы маловероятно, а значит, проблема сырьевого обеспечения маслозаводов может обостриться уже в следующем сезоне.
Читать в полной версии

Рынок масложировой продукции России показывает устойчивый рост. Так в сезоне 2005-2006г. было произведено рекордное количество подсолнечного масла. Рост производства масла был обусловлен высоким урожаем подсолнечника в 2005 году и применением гибридных сортов. Между тем многие эксперты рынка указывают, что повторение сбора 2005 в ближайшие годы маловероятно, а значит, проблема сырьевого обеспечения маслозаводов может обостриться уже в следующем сезоне.

Основными производителями растительного масла являются Краснодарский край, Ростовская область, Белгородская область, Ставропольский край, Воронежская и Волгоградская области. Согласно данным Госкомстата РФ, всего за 8 месяцев (сентябрь-апрель) 2005/06 сельскохозяйственного года в России было произведено 1,83 млн. тонн сырого растительного масла, что на 31,6% превысило показатель соответствующего периода прошлого сельхозгода. В том числе производство подсолнечного масла за сентябрь-апрель по сравнению с тем же периодом прошлого сельхозгода возросло на 33,2% и составило 1,77 млн. тонн. Однако, несмотря на высокие показатели урожайности, генеральный директор торгового дома WJ Алексей Коломин, выступивший в программе «В фокусе» телеканала РБК, говорит, что производственные мощности по производству растительного масла были загружены не полностью. Поэтому российский рынок растительного масла имеет существенный производственный потенциал для роста. Основной сдерживающий фактор для роста масложирового рынка, по его словам, - сырьевая проблема. Вместе с тем эксперт отметил, что он не фатальный

Исправить ситуацию было бы возможно за счет расширения посевных площадей подсолнечника, но здесь ситуация оказывается не так проста, так как подсолнечник сильно истощает почву, поэтому его нельзя сажать на одном и том же поле два года подряд. Более того, желательно, чтобы площади после него год находились под паром. Еще один очень важный фактор, который скорректирует вниз будущий урожай подсолнечника – переход сельхозпроизводителей на технологии производства с использованием сортового подсолнечника, вместо использования гибридных семян.

Но отсутствие перспектив будущего урожая не пугает производителей подсолнечного масла. Напротив, некоторые компании, производящие сырое подсолнечное масло, теперь стремятся идти в переработку. Производство фасованного масла выгодно им в любом случае. Так, если в прошлом году цены на сырое масло резко упали, то цены на фасованную продукцию не изменились, в итоге «фасовщикам» досталась дополнительная маржа, которая и так выше по сравнению с маржой продавцов наливного масла. Впрочем, как отмечают эксперты, повышение цен на наливное масло совсем не означает автоматического повышения цен на фасованную продукцию.

Сегодня рынок фасованного растительного масла оценивается в один миллиард долларов. За последние пять лет мощности по производству фасованного растительного масла в России увеличились в пять раз. По оценке Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), рынок бутилированного масла составляет 1,1-1,15 млн т/г. ($1 -1,3 млрд). Он ежегодно растет: еще в 2004 г. объем рынка, включая импорт, не превышал 1 млн т, а в 2003 г. - 0,95 млн т. Растет внутренне потребление подсолнечного масла.

Россия является крупным экспортером подсолнечного масла наряду с Украиной и Аргентиной. До недавнего времени основными экспортными рынками для российских производителей были страны СНГ. Туда поставляют свою продукцию все крупнейшие участники рынка – "Юг Руси", "Эфко", "Русагро", W.J. и др. В Европу участники российского рынка поставляют небольшие партии. В последнее время интерес к подсолнечному маслу проявляют и страны Ближнего востока. По оценкам аналитиков, внутреннее производство растительных масел в Европейском союзе в ближайшее останется практически неизменным, поэтому рост потребления будет сопровождаться ростом импорта. Кроме того, Европе потребуется больше масла для продолжения программы по биодизелю. Алексей Коломин отмечает, что переход рапсового масла в категорию энергоносителя освобождает в Европе дополнительную нишу для российского подсолнечного масла. Таким образом, экспорт из России в Европу может возрасти.

"Рост экспорта подсолнечного масла может возрасти со снижением пошлин", - говорит Надежда Геращенко. За снижение пошлин выступает и часть производителей подсолнечного масла. Однако Масложировой союз России против снижения пошлины на подсолнечник. По мнению специалистов этой организации, отмена вывозной пошлины на семена подсолнечника или ее снижение приведет к тому, что отечественные переработчики могут лишиться сырья. Напомним, что благодаря введению 20% экспортной пошлины на подсолнечник в РФ значительно улучшилась ситуация с сырьевым обеспечением отечественных маслодобывающих предприятий. Это активизировало инвестиционный процесс как отечественных, так иностранных компаний. Однако России не только продает масло, но и покупает его. Основной импортер масла в Россию – Украина.

Pro
Акции каких российских IT-компаний недооценены рынком
Pro
Каким работникам ни за что нельзя носить форму — The Economist
Pro
Почему ваша программа мотивации не работает — четыре причины
Pro
10 компаний с перспективами роста во втором кварталe — выбор Bloomberg
Pro
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным
Pro
Китай резко снизил поставки техники в Россию. Что мешает справиться самим
Pro
Не признавать ошибки: как живут боссы с посттравматическим расстройством
Pro
Богатые россияне выбирают личные фонды и закрытые ПИФы. Что меняется