Общество, 14 июл 2014, 01:25

Удвоение выборов ВВП

Читать в полной версии
Фото: ИТАР-ТАСС

Выборы депутатов Госдумы 2016 года и подготовка к президентской кампании 2018 года обойдутся федеральному бюджету в 22,2 млрд руб., следует из бюджетных проектировок. Это на 3,1 млрд руб. дороже президентских и парламентских выборов 2011–2012 годов и почти на 13 млрд руб. — тех же кампаний 2007–2008 годов. Следующая думская кампания будет на 4 млрд руб. дешевле, чем президентская. Выборы главы государства более статусные, хотя и будут носить в 2018 году плебисцитный характер, предсказывает эксперт.

Как следует из проекта основных направлений бюджетной политики на 2015–2017 годы, опубликованного на сайте Минфина, 9,2 млрд руб. предусмотрено на выборы Госдумы в 2016 году, а 13 млрд руб. — только на подготовку президентских выборов в 2017 году (голосование намечено на март 2018 года). По сравнению с предыдущим избирательным циклом 2011–2012 годов выборы депутатов Госдумы подорожают больше, чем президентские: парламентские — на 2,1 млрд, президентские — на 1 млрд руб. (в 2011 году на выборы Госдумы из федерального бюджета было выделено 7,1 млрд руб., на президентскую кампанию 2012 года — 12 млрд руб).

Президентская кампания 2008 года, в результате которой главой государства был избран Дмитрий Медведев, обошлась значительно дешевле — в 5,1 млрд. А стоимость первых президентских выборов Владимира Путина в 2000 году составила лишь шестую часть от затрат, запланированных на 2017 год — 2,15 млрд руб. Парламентские выборы по сравнению с 2007 годом подорожают в 2016 году более чем вдвое (с 4,1 млрд руб.).

Обычно большая часть избирательных бюджетов тратится на зарплаты членам избиркомов — больше 80% на парламентских выборах и не меньше 70% на президентских, следует из отчетов ЦИКа, опубликованных на сайте избирательного ведомства. Оставшиеся деньги предназначены, в частности, для печати бюллетеней (в 2012 году потрачено 67 млн руб.), транспортные расходы, связь и т. д.

В 2008 году зарплаты нештатных членов избиркомов были увеличены вдвое, а вознаграждение членов комиссий, обеспечивающих проведение досрочного голосования в труднодоступных местах — на 50%. Бюджет президентских выборов формируется с учетом вероятности второго тура, следует из разъяснений ЦИКа. В последний раз второй тур на президентских выборах в России был в 1996 году. Отсутствие второго тура на президентских выборах 2012 года дало экономию в 1,7 млрд руб. Из них региональным избиркомам было разрешено премировать нештатных членов комиссий.

Затраты на выборы растут из‑за инфляции, присоединения двух новых регионов (Крыма и Севастополя), повышения зарплат и компенсаций членам избирательных комиссий и обновления технического оборудования, говорит бывший член ЦИК, руководитель Института избирательного права Игорь Борисов. В основном деньги будут отправлены в участковые избирательные комиссии, а не останутся на федеральном уровне, подчеркивает он. Именно поэтому деньги на проведение президентских выборов 2018 года выделяются на 2017 год, чтобы ЦИК в декабре успел распределить средства между нижестоящими инстанциями, предполагает Борисов. Дополнительные деньги всегда предусматриваются на проведение второго тура выборов президента, поэтому средств на эти выборы выделяется больше, чем на выборы в Госдуму. «Если второй тур не проходит, средства возвращаются в бюджет», — подчеркивает он.

Затраты на проведение выборов могли вырасти значительно больше, если бы планы ЦИК расширить применение КОИБов и КЭГов были реализованы, говорит сопредседатель совета движения «Голос» Андрей Бузин. «Программу свернули, поэтому основные деньги идут на повышение зарплаты членам нижестоящих комиссий. Понятно, что госорганы себя не обижают и учитывают инфляцию при индексации выплат», — говорит он.

Формально затраты на проведение выборов в Госдуму должны быть выше, чем на выборы президента, поскольку там помимо партийных списков баллотируются еще и кандидаты по одномандатным округам, говорит эксперт по избирательному праву Аркадий Любарев. «Возможно, помимо затрат на второй тур при выделении денег учитывается, что на выборах президента традиционно более высокая явка и нужно печатать больше бюллетеней», — рассуждает эксперт.

Выборы президента более статусные, но участников на выборах в Госдуму будет явно больше, чем претендентов на президентское кресло, предполагает политолог Алексей Макаркин. «Если и дальше все будет идти по инерционному сценарию, то президентские выборы будут носить плебисцитарный характер и должны будут только подтвердить доверие Владимиру Путину. При таком раскладе много оппонентов у него не будет», — прогнозирует он.

Pro
Эти мифы управления погубили известные компании. Пора перестать им верить
Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
Как заработать на дивидендах весной 2024-го: топ-10 российских акций
Pro
Все в долгах: почему растет бюджетный дефицит в развитых странах
Pro
Кремниевая долина в упадке. Вся надежда на эти 3 технологии
Pro
Быстро и дешево запустить сайт или приложение: польза и риски low-code
Pro
Как нанять лучшего руководителя отдела продаж, не обещая ₽300 тыс.
Pro
Как внедрить ИИ и не потерять после этого бизнес — советы юристов