Эксперты: Рынок российского клининга бурно развивается
Действительно, за последние несколько лет московский рынок клининга стал довольно насыщенным и структурированным, сложилась группа наиболее крупных участников рынка, конкуренция между поставщиками услуг постоянно растет. В столице на сегодняшний день присутствует 160-180 официально зарегистрированных клининговых компаний. Причем более 80% московского рынка приходится на клининговые компании с численностью персонала (занятого в сфере клининга) свыше 200 человек. Перспективы у клининга огромные. Как замечает Маргарита Авдеева, в Москве клининговые компании обслуживают на сегодняшний день только 15% площадей, требующих профессионального ухода. В основном спрос на услуги клининга распределяется между офисными и торговыми помещениями. В общей сложности на долю этих сегментов приходится 80% рынка услуг. Так, торговые центры и супермаркеты, построенные после 1998г., почти на 100% обслуживаются клининговыми компаниями. Не обслуживаются профессионалами магазины маленькой площади, либо универмаги и гастрономы старого типа.
Большинство игроков, действующих на столичном рынке клининга, не специализируются на конкретных объектах либо видах услуг. Многие стараются расширить сферу своей деятельности. Так, из новых сегментов на рынке клининга услугами профессиональных компаний начинают пользоваться вузы (они имеют такую возможность благодаря средствам от коммерческого образования). Медицинские учреждения также присматриваются к клинингу, но пока только коммерческие медучреждения могут позволить себе такую услугу. Впрочем, по словам М. Авдеевой, даже бюджетные больницы уже находят средства для клининга и являются для компаний вполне рентабельными объектами. Широко используют возможности уборочных компаний авиакомпании - как для уборки аэропортов, так и салонов самолетов. Интерес к клинингу проявляют железнодорожные компании и фирмы, эксплуатирующие водный транспорт.
Заказы не от корпоративных, а от частных клиентов интересуют клининговые компании существенно меньше, часть из них вообще не предоставляют услуги физическим лицам. В основном загородные дома и столичные квартиры интересуют мелкие компании. В работе с частными заказчиками в основном востребованы следующие виды клининговых работ: послестроительная уборка, генеральная уборка, химчистка ковров и мебели, а также мойка окон.
Участники рынка говорят, что работают в основном на оборудовании, которое в большей части представлено зарубежными производителями: «Numatic» (Великобритания), «Nilfisk» (Дания), «Taski» (Швейцария), «Hako» (Германия), «Klindex» и «Comac» (Италия) и др. Впрочем, сегодня на рынок хлынул огромный поток недорогого китайского оборудования. Пока оно уступает в качестве, но для желающих попробовать свои силы в клининговом бизнесе вполне подходят. По разным оценкам, первоначальные вложения необходимые для организации этого бизнеса, составляют от 25 тыс. долларов. При подобных вложениях фирма сможет обслуживать помещения общей площадью не более 5 тыс. кв. м. Вложения окупаются в течение полугода.
Между тем клининговые компании могут существенно увеличить свой оборот, если придут в сферу ЖКХ. Уже сегодня некоторые лоббисты от сферы коммунального хозяйства предлагают правительству утвердить национальный проект под условным названием «Реформа ЖКХ», в котором клининговым компаниям отведена не последняя роль. Впрочем, клинеры и без этого потихоньку начинают осваивать коммунальную сферу. Например, в 2003 Департамент потребительского рынка правительства Москвы предложил клининговому бизнесу войти в подъезды и дворы. Под эксперимент попали десять домов в Лианозове и еще два - на Таганке. Оказалось, что клининговые компании могут вполне успешно работать за те деньги, что выделяются ДЕЗам. Качество при этом у профессиональных клинеров, благодаря новым технологиям, оборудованию, более производительной технике, несравненно выше, чем у обычных уборщиков.
Перспективы рынка клининговых услуг эксперты оценивают весьма оптимистично. По их мнению, клининговые компании, обслуживающие корпоративных клиентов, будут значительно увеличивать свои объемы еще 5-7 лет. Темпы роста прогнозировать трудно. Маргарита Авдеева говорит, что в среднем рынок растет сейчас на 30-40% ежегодно, Елена Апсит с уверенностью заявляет, что рост в последнее время составляет 80%.