Общество, 14 сен 2011, 10:17

Смертельный грипп: реальная опасность или заговор фармкомпаний

В России стартовала прививочная кампания - лето закончилось и в преддверии сезона холодов медики рекомендуют сделать вакцинацию против гриппа. Ожидается, что ее пройдут около 32 млн россиян. И хотя эпидемии пока не наблюдается, главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко спокоен, а рост заболеваемости далек от критического, нет сомнений, что грипп и ОРВИ по традиции постучатся в каждую вторую дверь россиян.
Читать в полной версии

Однако если прежние десятилетия зимы проходили по достаточно стандартной схеме: вакцинация - вспышка - эпидемия, то теперь к этому набору добавился еще один фактор. Раз в два-три года вирус гриппа мутирует до очередной новой, смертельно опасной для человека разновидности, и тогда мир замирает в ожидании страшной пандемии, которая, впрочем, стабильно не происходит.

Атипичное невероятное

Первым "звоночком" эры ожидания опасных болезней с массовым летальным исходом стал тяжелый острый респираторный синдром, более известный как атипичная пневмония. Страшный вирус поразил в конце 2002г. южные районы Китая, убивая каждого десятого заболевшего.

Скрытные по своей природе китайские власти посчитали новый вирус внутренними делами КНР, ограничили его освещение в СМИ и всячески старались его замолчать. Однако тайное стало явным, когда американский турист, возвращаясь из Китая, почувствовал себя плохо в самолете и скончался вскоре после госпитализации. В феврале 2003г. об атипичной пневмонии узнал весь мир, и вскоре ни один выпуск новостей не обходился без обязательного сюжета на тему косящей китайцев эпидемии.

В целом заболевание удалось тогда удержать на его родине – из 8,5 тыс. случаев (и более 800 смертей) абсолютное число пришлось именно на южные части Китая. Несколько случаев было зафиксировано в соседних государствах, а один - даже в Амурской области.

Однако реакция не заставила себя ждать. Истерия в СМИ и требования Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) остановить эпидемию привела к тому, что напуганные люди в Китае и прилегающих странах бросились скупать респираторные маски и другие средства барьерной защиты. Технология манипуляции массовым сознанием была обкатана и дала очень впечатляющие результаты, в первую очередь - для фармацевтических компаний.

Эти опасные животные

Следующие годы дали богатую пищу для того, чтобы слово "пандемия" прочно закрепилась в активном словаре каждого. Сначала в Азии был обнаружен т.н. птичий грипп - штамм H5N1, распространявшийся среди птиц. В 2005г. ВОЗ забила тревогу: специалисты опасались, что имеющий способность к быстрому распространению вирус мутирует в разновидность, передающуюся от человека к человеку, что грозило глобальной эпидемией. Прогнозы рисовались самые мрачные - с сотнями тысяч и даже миллионами жертв по всему миру.

Несмотря на массовые забои и миллиардные убытки птицеводческой индустрии, вспышки заболевания начали фиксироваться и за пределами Юго-Восточной Азии. Вирус стремительно распространялся по миру. Впрочем, опасения тогда не подтвердились - птичий грипп так и остался птичьим, убив всего 100 с лишним человек, употреблявших в пищу зараженных пернатых.

В 2009г. появилась новая напасть, и на этот раз угроза выглядела еще серьезней - т.н. свиной грипп (штамм А/H1N1) начал путешествовать по планете и болели им вовсе не животные, а люди. Снова СМИ запестрели заголовками о новой, смертельно опасной болезни, а ВОЗ в считанные дни подняла уровень пандемической угрозы до пятой степени. Расчеты организации показывали: потенциальная глобальная эпидемия может унести несколько миллионов жизней.

Однако прогнозы опять не сбылись. Массовым грипп не стал, более того - смертность от нового вируса оказалась на уровне обычного гриппа, а в некоторых случаях - даже ниже. Это дало богатую почву для того, чтобы заподозрить ВОЗ в сговоре с крупными фармацевтическими концернами, которые хорошо погрели руки на массовой истерии.

Золотое дно

Первыми сливки с широко разрекламированной грядущей пандемии еще птичьего гриппа собрала швейцарская компания Roche, чей препарат Tamiflu был признан наиболее подходящим для лечения указанного вируса. И хотя "наиболее подходящий" не означал "эффективный", в отсутствие лучших предложений люди кинулись скупать лекарство во всех аптеках. На Roche пролился золотой дождь из правительственных заказов, и мощности компании буквально разрывались, не успевая удовлетворить такой ажиотажный спрос.

Прибыль росла как на дрожжах. Фармацевтическое подразделение показало в 2005г. лучший результат в истории Roche, показав во многом благодаря продажам Tamiflu рост выручки на 25%. В следующем году этот показатель вырос еще на 22%, в 2007г. - еще на 11%. Темпы увеличения опережали рынок в несколько раз и даже заставили швейцарскую компанию выделить поставки ставшего знаменитым препарата в отдельную графу доходов.

Впрочем, продажи и прибыль росли не только у Roche. По мере изучения вируса специалисты пришли к выводу, что наиболее эффективным является лечение сразу несколькими препаратами, в том числе Relenza от британской GlaxoSmithKleine. Стоит ли говорить, что продажи препарата в эти годы шли в гору, впрочем, как и других лекарств против гриппа.

А был ли мальчик?

В случае же со "свиным гриппом" ситуация больше всего была похожа на заговор фармкомпаний с ВОЗ. В пользу возможной ангажированности последней говорит тот факт, что ее руководство действовало чуть ли не с упреждением, открыто заявляя, что проблему лучше переоценить, чем недооценить. Комитеты экспертов собирались с подозрительной оперативностью, а скорость принимаемых решений была молниеносной.

Вдобавок фармацевтические гиганты, оставшись без поддержки исчерпавшего себя фактора птичьего гриппа, с энтузиазмом начали финансировать исследования нового вируса. Некоторые из профинансированных исследователей (например, Альберт Остерхауз) вошли впоследствии в ряд советников ВОЗ, что могло повлиять на итоговые решения по объявлению пандемии.

Для простых же смертных через СМИ развернулась настоящая информационная кампания по описанию ужасных последствий начинающейся эпидемии. В лучших маркетинговых традициях была даже создана онлайн-игра "Великий Грипп" (The Great Flu), где пользователь мог выступить в роли борца с распространением вируса.

Мощный информационный вброс, подогреваемый экспертами ВОЗ, в итоге породил массовую истерию с глобальными закупками противогриппозных препаратов по всему миру. Правительства вновь начали закупать вакцины десятками миллионов штук, и ситуация обещала новые сверхприбыли, благо ООН на этот раз объявила настоящую пандемию.

Однако низкий уровень смертности и в связи с этим слабый спрос на вакцинацию довольно быстро свели панические настроения на нет. Реанимировать истерию через СМИ не вышло, и ВОЗ была вынуждена признать, что перестаралась и переоценила опасность.

И хотя пандемия продлилась меньше года, фармацевтические гиганты успели хорошо заработать. По подсчетам аналитиков J.P.Morgan, на волне "свиного гриппа" дополнительные доходы этой отрасли составили до 7 млрд евро. И это несмотря на то что многие страны, убедившись в несколько преувеличенной опасности нового вируса, начали отменять заказы по вакцинам и даже уничтожать уже закупленные излишки.

Россия тоже не осталась в стороне от глобальной тенденции - на закупку вакцины против "свиного гриппа" было потрачено порядка 4 млрд руб. Впрочем, по сравнению с тратами развитых стран это оказалось очень небольшой суммой, так что можно считать, что российский бюджет легко отделался.

Смертельный вирус: новый сезон

По мере того как фактор "свиного гриппа" (который по последствиям и симптомам мало чем отличался от гриппа обычного) сошел на нет, место главного персонажа эпидемиологических новостей осталось вакантным.

Какой новый "смертельно опасный" вирус ожидает нас в ближайшее время, пока не знает никто. Однако можно уверенно предположить, что он обязательно появится - либо сам, либо будучи выдуман заинтересованным лобби, благо технология создания паники среди населения уже обкатана. Последнее, впрочем, предпочтительнее: уж лучше мнимая угроза, чем реальный вирус-убийца.

Александр Гаспарян, РБК

Pro
Клоны приложений, аккаунтов и ложное партнерство: схемы хакерских взломов
Pro
Клиенты в бешенстве, водители бегут: как решать проблемы с логистикой
Pro
Обыск или выемка: почему необязательно давать пароли от личных устройств
Pro
Импортозамещение больше не интересует инвесторов. Куда потекли капиталы
Pro
«Эффективность — это ругательство»: главное о менеджменте от Минцберга
Pro
«Колонизировать» Белый дом: что Илон Маск получит от президентства Трампа
Pro
Какие товары станут хитами на маркетплейсах в 2025 году
Pro
ChatGPT вместо 70 тыс. индийцев: как ИИ разрушил бизнес Chegg