Самая титулованная российская пловчиха — Юлия Ефимова — первую половину октября была в центре внимания отечественных спортивных СМИ. Сначала руководство Всероссийской федерации плавания (ВФП) пыталось запретить публикацию в корпоративном журнале фотосессии, на которой спортсменка плавала в аквариуме с акулами. А в минувшие выходные поводом для публикаций была ее победа на московском этапе Кубка мира с рекордом Европы на дистанции 200 м брассом. В перерыве между стартами ЮЛИЯ ЕФИМОВА рассказала корреспонденту РБК daily БОРИСУ ТИТОВУ о том, почему ей не живется спокойно.
— Юлия, прежде всего объясните, как вы решились нырнуть в бассейн к трехметровым акулам?
— На самом деле я была на сто процентов уверена, что еду в дельфинарий. Не скажу, что редактор журнала Дмитрий Волков (призер ОИ, многократный чемпион и рекордсмен мира. — РБК daily) меня обманул. Но практически до последнего момента не верилось, что меня привезут к опасным морским гадам. Аквариум с акулами нашли в одном из крупных торговых центров Москвы, куда теперь у меня бесплатный вход. Меня страховали два водолаза. Акулы, мурены и скаты проявили дружелюбие. Поэтому труднее всего было выдержать холодную воду, в которой они живут.
— Казалось бы, такая реклама для журнала! Что же не устроило Всероссийскую федерацию плавания?
— Я слышала, что руководители федерации посчитали мой наряд слишком откровенным и эротичным, не соответствующим образу чемпионки мира. Категорически с этим не согласна! Да, купальник был раздельный, но он ничем не отличался от бикини, в которых загорают миллионы женщин по всему миру. Мало того, у пловчих есть раздельные тренировочные купальники. Конечно, они мало похожи на пляжные, но тем не менее.
— А почему как ни скандал с федерацией, так обязательно в нем замешаны вы или кто-то из ваших друзей? Взять хотя бы резкие заявления по окончании июльского чемпионата мира в Барселоне. Помнится, тогда мои коллеги опасались, что ВФП лишит вас ставки в сборной страны.
— До этого, к счастью, не дошло. Во время переговоров с главой федерации Владимиром Валерьевичем Сальниковым (четырехкратный олимпийский чемпион. — РБК daily) мы урегулировали большинство вопросов, за исключением марки купальника, в котором я выступаю на соревнованиях. Те, которые предоставляет спонсор ВФП — Arena, мне категорически не подходят из-за особенностей строения тела. И не только мне. Больше половины ребят и девушек нашей сборной предпочитают Speedo. Перемычка очков технического спонсора федерации тоже непрочная, может лопнуть в любой момент. Представьте, если это произойдет во время финального заплыва! Но выхода пока нет. По контракту экипировку Arena получают 750 пловцов в нашей стране. И если нынешние спонсоры разорвут договор в одностороннем порядке, федерации придется покупать снаряжение для нас на свои деньги. Разумеется, я не могу идти против большого коллектива
— Однако вы не всегда такая покладистая. Два с половиной года назад у вас хватило решимости уехать тренироваться в США.
— В тот момент было просто необходимо что-то резко поменять, если я хотела остаться в большом спорте. Мы сильно устали друг от друга с моим прежним тренером Ириной Германовной Вятчаниной. Сначала думала податься в Италию, в группу капитана сборной России Евгения Коротышкина. Но узнала, что можно записаться к знаменитому американскому тренеру Дэвиду Сало в калифорнийский клуб «Троянцы». И нисколько не жалею об этом.
— Чем тренировки в США отличаются от сборной России?
— Ни одно занятие не похоже на другое. Почти все тренировки проходят в игровой форме. Рутины нет, никто от тебя не требует набирать огромные объемы, как это было на базе «Озеро Круглое». Нас у тренера 40 человек, но Дэвид находит время для каждого.
— На что нацеливаетесь в ближайшем будущем?
— Пока готовлюсь к зимнему чемпионату Европы в «короткой» воде. Работаю только три недели после отпуска и только начинаю «расплываться». Вообще-то дорожка 25 м не мой конек, я на ней почти три года не выступала. На Олимпиадах и больших чемпионатах мира мы плаваем в 50-метровом бассейне. А тут не успеешь хорошенько разогнаться, как уже нужно делать поворот. Поэтому этапы Кубка мира буду использовать для отработки каких-то технических элементов. В Дубае, например, планирую выступить на комплексной стометровке.
— Призовые, которые выплачивают на кубковых этапах, имеют для вас значение?
— Безусловно, это приятный момент. Но я согласилась плавать на Кубке мира не из-за денег, а чтобы попутешествовать и пообщаться с коллегами. Это весело, здесь нет звериной серьезности, которая сопровождает официальные соревнования — чемпионаты мира, Европы и Олимпиады. Have fun, как говорят в Америке. Плыви и наслаждайся жизнью.
— После двух золотых медалей Барселоны вас начали узнавать?
— Когда после Испании летела в Лос-Анджелес, то на паспортном контроле вместо вопроса о цели приезда мне сказали: «Удачно вам тренироваться». Потом задержали самолет, потому что я опаздывала. На входе в салон заметили: «Если б не ваши заслуги, мы бы вас давно сняли с рейса. Но ради Ефимовой готовы задержать вылет!» — что было очень приятно.