Общество, 14 ноя 2007, 13:14

Концептуальная архитектура стала ведущей в российских городах

Одним из следствий экономического бума в России стало изменение архитектурного пространства городов. Показательно, что города первым делом застраиваются гипермаркетами (их почти не было в СССР), офисными центрами (их не хватает) и лишь в последнюю очередь - гостиницами и однотипными жилыми зданиями. Очевидно, эти тренды отражают потребительскую ориентацию РФ.
Читать в полной версии

Далеко не все современники приветствуют новые веяния. Но если строительство торгового центра под окнами жилого дома вызывает разве что протест "жильцов-счастливчиков", воздвижение офисных зданий в стиле концептуальной архитектуры, как правило, возмущает гораздо большее число горожан, включая и представителей профессионального сообщества архитекторов. И это происходит не только в РФ.

"Когда вы строите новое очень близко к историческому памятнику, вы должны убедить людей, что ваш элемент современной архитектуры соотносится с памятником, находящимся по соседству. Здесь и начинаются проблемы, – поделился опытом в эфире РБК-ТВ в программе "Недвижимость" директор компании Jeane-Paul Viguer architects Жан-Поль Виге. – Жители в основном против. Они считают, что твой проект скандальный, и не хотят скандала. Они хотят что-то очень близкое к тому, что уже есть".

В качестве рецепта успокоения горожан Ж.-П.Виге предлагает заручиться поддержкой "отцов городов" - мэров и главных архитекторов. "Очень важно, чтобы в городской среде постоянно проходила модернизация, в том числе зданий, находящихся под охраной государства". Впрочем, мировой опыт предлагает разные варианты ответов на вызовы концептуализма и других новых течений в архитектуре.

Облик большинства городов Европы выдержан в сильном единообразии. Например, большая часть Парижа была застроена еще при Наполеоне III; власти города решили, что не будут строить новые здания вперемешку с домами этой эпохи, им отвели специальные районы. "Архитектурная согласованность и однообразие здесь очень сильны и красивы, – признает Ж-П.Виге. – Если встроить в это единообразие элемент современной архитектуры, противоречащий общему замыслу, вы разрушите, испортите атмосферу".

Тем не менее эту атмосферу разрушили в Лондоне. Похоже, здесь девелоперам удалось переубедить городские власти: район лондонского Сити расположен очень близко к собору Святого Павла и зданию парламента. Таким образом, исторические здания соседствуют с новыми концептуальными строениями. Контраст эпох разительный, и противников такого соседства в Лондоне хватает. К слову, о таком соседстве речь даже не заходит в консервативных столицах типа Стокгольма: скромный торговый центр здесь еще могут себе позволить, небоскреб - ни в коем случае.

В тоже время некоторые города Европы лидируют в строительстве концептуальных зданий, бросающих вызов современности: Барселона, Амстердам и Роттердам... Как правило, это города, пережившие длительные периоды стагнации, и теперь они спешат встроиться в современный мир. Вероятно, к ним следует отнести и российскую столицу, с одной оговоркой: новые высотки Москвы не столько бросают вызов современности, сколько догоняют прошлое американских небоскребов (в частности, "Москва-Сити" Н.Фостера).

Однако очевидно, что Москва пытается доказать, что она – город будущего, считают эксперты, отсюда и страсть к концептуализму (это архитектурное направление, в отличие от структурализма, стремится не к демонстрации новых технологий строительства, но к их сокрытию под концептуальной, образной оболочкой зданий).

Но если Москва идет по стопам Парижа, вынося "футуристические" проекты за черту исторического центра, в Санкт-Петербурге девелоперы наступают на лондонские "грабли". Давно известно, что петербуржцы активно протестуют против строительства в районе Малой Охты "Охта Центра" ("Газпром-Сити"). Более того: Всемирным фонд памятников (World Monuments Fund) включил линию горизонта Северной Пальмиры в список 100 объектов всемирного наследия, находящихся в особой опасности.

Остается добавить, что совокупные вложения в наиболее шумные проекты новой России составляют более 20 млрд долларов. 12 млрд – объем инвестиций в "Москва-Сити", 4 млрд – в "Стрелка-Сити" (Нижний Новгород), 2 млрд – в уже упомянутый "Охта Центр", 2 млрд – в "Екатеринбург-Сити" и т.д. К слову, этих 20 млрд долларов хватило бы на возведение целого города. Как раз столько инвестируется в строительство "Актау-Сити" – единственного портового города Республики Казахстан, где по завершении проекта будет проживать 1 млн человек (сегодня 145 тысяч).

Pro
Сотрудники молчат: 6 страхов, которые мешают им делиться своим мнением
Pro
Список требований к директорам по маркетингу вырос. Чего от них ждут
Pro
Путь героя: как составить жизненную стратегию, которая приведет к успеху
Pro
Как прошло IPO МТС Банка и что будет с его акциями
Pro
Кийосаки предсказал банкротство США. Кто дает столь же мрачные прогнозы
Pro
10 компаний с перспективами роста во втором кварталe — выбор Bloomberg
Pro
«Привяжите» оппонента: как добиться желаемого в переговорах — 10 советов
Pro
Богатые россияне выбирают личные фонды и закрытые ПИФы. Что меняется