Общество, 14 дек 2010, 13:41

Генпрокуратура требует уволить начальника московского метро Д.Гаева

Генеральная прокуратура России обратилась сегодня к мэру Москвы Сергею Собянину с требованием уволить начальника Московского метрополитена Дмитрия Гаева в связи с ненадлежащим исполнением обязанностей.
Читать в полной версии

Генпрокуратура направила С.Собянину информацию о выявленных проверкой многочисленных грубых нарушениях в работе ГУП "Московский метрополитен" и преступлениях его руководства. Прокуроры требуют устранить выявленные нарушения и взыскать убытки, причиненные метрополитену его руководством.

Преступления, в которых обвиняют Дмитрия Гаева

В ходе проверки установлены обстоятельства, которые свидетельствуют о ненадлежащем исполнении руководством предприятия должностных полномочий, а в ряде случаев - о личной заинтересованности в этом. Д.Гаев при исполнении своих обязанностей действовал недобросовестно, ущемляя интересы унитарного предприятия, в том числе в целях личного обогащения.

Он создал систему, при которой различного рода технические разработки, поставленные и внедренные за счет средств ГУП, оформлялись как его личное изобретение либо коммерческой структуры, выполнявшей работы по контракту с метрополитеном, в ущерб интересам возглавляемого предприятия.

Используя полученные за счет средств госпредприятия результаты, он стал патентообладателем и с 1999г. получил 112 млн руб. от возглавляемого им ГУПа (12 млн руб. первоначально и по 10 млн руб. ежегодно). Более того, Д.Гаев незаконно продолжал получать доход по лицензионному договору в период прекращения действия патента с 17 января 2003г. по 22 ноября 2004г. в связи с неоплатой пошлины за поддержание патента в силе. После возобновления правовой охраны патента в 2004г. информацию о сделке, в совершении которой имелась его личная заинтересованность, до сведения правительства Москвы он не довел.

В ходе проверки выявлены и другие нарушения, свидетельствующие о наличии корыстного интереса Д.Гаева и других руководителей метрополитена.

Аварии

Локальные акты предприятия, регламентирующие порядок действий при возникновении аварий или инцидентов, не предусматривают участия представителя Ростехнадзора при техническом расследовании случаев аварии. Это способствует сокрытию от контролирующих органов происшествий на метрополитене. Также выяснилось, что предприятие не прошло процедуру обязательной перерегистрации эксплуатируемых 82 опасных производственных объектов.

Угроза жизни и здоровью пассажиров

Выявлены нарушения при обеспечении безопасности движения поездов и обслуживании пассажиров, создающие угрозу жизни и здоровью граждан. За последние два года рост травматизма составил более 12%. Если в 2008г. травмы на метрополитене получили 1742 пассажира, а в 2009г. - 1951, то за 11 месяцев 2010г. цифра выросла до 2075. Не снижается количество падений людей на пути: в 2008г. допущено 149 подобных случаев, в 2009г. - 150, в 2010г. - 162.

Имели место факты эксплуатации подвижного состава, находящегося в неудовлетворительном техническом состоянии, сбоя графика движения, ошибочных действий поездных диспетчеров, нарушений технологии ремонта состава. На протяжении последних трех лет предприятие допускало многочисленные нарушения при содержании и эксплуатации путей и поездов, резко снизился уровень безопасности их движения.

В текущем году в 2,5 раза возросло количество нарушений по причине сна машинистов на рабочем месте.

На уровень безопасности пассажиров негативно влияет и нарушение предельно допустимых значений уровня шума и температурного режима, установленных "Санитарными правилами эксплуатации метрополитенов". Показатели микроклимата по температуре превышают допустимые почти на 50%, уровни шума в вагонах - на 30%.

Хозяйственные и экономические нарушения

В ходе проведенной проверки выявлены грубые нарушения федерального законодательства. Предприятие до сих пор в установленном законом порядке не оформило право хозяйственного ведения на 71 станцию и 198 перегонов между станциями метрополитена; 34 земельных участка, предоставленных Департаментом земельных ресурсов г.Москвы в аренду предприятию, на кадастровый учет не поставлены, договоры аренды не зарегистрированы. Также ГУП осуществляет использование станций метрополитена, являющихся объектами культурного наследия, в отсутствие охранного обязательства.

Предприятие необоснованно устанавливает дополнительные требования к участникам торгов, приводящие к ограничению конкуренции и сокращению количества потенциальных участников. В 2008-2009гг. на оплату услуг по инкассации без конкурса было израсходовано 300 млн руб., по страхованию - 70 млн руб. В нарушение федерального закона "О защите конкуренции" ГУП "Московский метрополитен", являясь субъектом естественных монополий, осуществляло отбор организаций, оказывающих перечисленные услуги, без проведения открытых торгов.

До настоящего времени предприятие не создало резервный фонд за счет остающейся в его распоряжении чистой прибыли, а также фонды развития производства, развития социальный сферы и материального поощрения.

В соответствии с законодательством метрополитен подлежит государственной охране, однако, игнорируя указанные требования, предприятие заключило договоры об охране объектов с созданным им же ЧОП.

Аренда помещений и мобильные сети

Прокуроры установили, что с 2000г. Московский метрополитен ежегодно без согласия столичного правительства заключает договоры на аренду нежилого помещения, а также на пользование технологическим каналом связи для обеспечения передачи информации на территории метрополитена. "Руководство предприятия заключало договоры, негативно влияющие на формирование тарифов на перевозку пассажиров, и необоснованно компенсировало их за счет роста тарифов на перевозку пассажиров", - отмечается в сообщении Генпрокуратуры.

Реакция мэра

Ранее С.Собянин попросил Счетную палату и Генпрокуратуру проверить деятельность метрополитена, также он несколько раз резко критиковал работу самого Д.Гаева. На прозвучавшие сегодня обвинения прокуратуры в адрес руководства метро мэр пока не отреагировал.

Реакция Д.Гаева

Д.Гаев пока не комментирует претензии прокуратуры, о которых он "узнал по радио". Он добавил, что комиссия при Генпрокуратуре работала в столичном метрополитене в течение полутора месяцев и пока руководитель метрополитена "не получил никаких справок по итогам этой работы".

Дмитрий Гаев возглавляет Московский метрополитен с 1995г. До прихода в метрополитен прошел путь от помощника машиниста электровоза до старшего инженера Второго управления Министерства путей сообщения. С 1982 по 1990гг. работал в партийных органах Москвы. С 1990г. - первый заместитель начальника Московского метрополитена. Награжден орденами "За заслуги перед Отечеством" III и IV степеней. Награжден знаками "Почетному железнодорожнику", "Почетный работник транспорта России", "Почетный строитель России".

Также Д.Гаев является председателем Совета международной ассоциации метрополитенов, вице-президентом Международного союза общественного транспорта, почетным председателем Ассамблеи метрополитенов.

Pro
Темная сторона ЗОЖ: что такое хелсизм и чем он опасен
Pro
«Доллар вернется к ₽121». Почему падает рубль и что будет с инфляцией
Pro
Как малоизвестный китайский производитель смартфонов покорил рынок Африки
Pro
Кто в IT может получать €5 тыс. в месяц, а кто не найдет работу
Pro
Топ-менеджеры 60+ нужны все меньше: как зумеры свергают авторитеты
Pro
Когда все пошло не по плану: 5 техник адаптации к вынужденным переменам
Pro
Какие нюансы налоговой амнистии за дробление бизнеса никто не обсуждает
Pro
«Рынок заложил спад в акции». Чем обвал цен на сталь грозит металлургам