Общество, 15 янв 2013, 04:06

Срок для Бастрыкина

Читать в полной версии
Фото: ИТАР-ТАСС

15 января 2011 года Следственный комитет России (СКР) стал полностью независимым. За два года ведомство, возглавляемое Александром Бастрыкиным, превратилось в главную угрозу не только для высокопоставленных коррупционеров, но и для оппозиционеров всех мастей. По мнению экспертов, ведомство работает эффективно, но слишком политически ориентировано.

Ровно два года назад вступил в силу президентский указ о создании Следственного комитета России (СКР). До этого СК уже работал с сентября 2007 года, но в статусе «при прокуратуре». За два года фактической независимости СКР прославился в первую очередь делами против высокопоставленных коррупционеров и оппозиционеров. В активе комитета «дело «Оборонсервиса», за которое лишился должности министр обороны Анатолий Сердюков, дело об откатах подмосковным прокурорам со стороны владельцев нелегальных игорных заведений, дело о хищениях при подготовке к саммиту АТЭС и многие другие коррупционные расследования.

«Болотное дело», «дело Развозжаева» (на днях объединено с «Болотным делом»), обыски у Ксении Собчак с изъятием около 1,5 млн евро и последующим инициированием налоговой проверки, «дело Кировлеса» против Алексея Навального (закрытое кировским СУ СКР, но позже возобновленное по личному распоряжению председателя СКР) и многие другие дела также расследуются подчиненными Александра Бастрыкина.

Становление СКР не обошлось без скандалов, самые громкие из них были связаны с председателем ведомства Александром Бастрыкиным. Сначала депутат Госдумы Александр Хинштейн опубликовал информацию о наличии у него в Чехии недвижимости и бизнеса, а затем шеф-редактор «Новой газеты» Сергей Соколов обвинил Бастрыкина в том, что тот вывез его в лес, где угрожал расправой за нелестные статьи в свой адрес. На карьере главы СКР скандалы никак не отразились, некоторые связали это с тем, что он был старостой группы на юрфаке в ЛГУ, в которой учился Владимир Путин.

Не обошла скандальная известность стороной и «рупор» СКР Владимира Маркина. Прокуратура выявила множество нарушений со стороны вуза, где он получил диплом о юридическом образовании, из чего сделала вывод о том, что обучение будущего генерала СКР было липовым.

«Кто бы что ни говорил, Следственный комитет сегодня занял достойное место на отечественном правоохранительном поле, — считает доктор юридических наук Иван Соловьев. — И благодаря не только грамотной информационной политике, но и качественному расследованию уголовных дел повышенной сложности».

Эксперт напоминает, что в перспективе СКР прирастет полицейским следствием (в СКР также войдут следственные подразделения Госнаркоконтроля). «И здесь стоит действовать особо осторожно, поскольку зарубежный опыт концентрации всего следствия в едином ведомстве не всегда оказывался положительным», — отмечает юрист.

«Бастрыкин проводит грамотную кадровую политику, он сконцентрировал у себя в ведомстве много действительно профессиональных следователей, несмотря на молодость набранных кадров, — отмечает бывший следователь Андрей Скоробогатов. — В СКР за любую провинность — попался пьяным за рулем, подозрение на взятку, подрался — человека сразу увольняют. При этом у следователей высокие зарплаты, поэтому нехватки в кадрах нет».

К минусам нынешнего СКР, по словам эксперта, можно отнести излишнюю политизированность ведомства. «Оппозиционеров, которые планируют теракты, конечно, нужно разоблачать по закону, но руководство СКР явно увлеклось функцией политического сыска и преследует любого, кто смеет пойти наперекор позиции власти».

Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
Закон о госзакупках переписан: как работать поставщикам с 2025 года
Pro
Как в разных странах решается проблема дефицита водителей-дальнобойщиков
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Как устроен ChatGPT — британский программист раскрывает тайны ИИ
Pro
Чтобы агроном получал больше айтишника: как решают вопрос кадров в селе
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist