Общество, 15 фев 2008, 14:02

Рынок оптики в РФ растет на 20-30% в год

Около 1/3 населения России нуждается в коррекции зрения, таковы данные Минздравсоцразвития. Как говорят эксперты, рынок оптики ежегодно увеличивается в РФ на 20-30%. По оценкам консалтинговой компании "Точка роста", его объем составляет более 1,2 млрд долларов. Правда, на "цивилизованную торговлю" - магазины, салоны, клиники – приходится только 20% рынка, 80% за лотками и палатками.
Читать в полной версии

"К очкам относились раньше, как к протезам, – пеняет на низкую культуру потребления первый зам гендиректора московского объединения "Оптика" Андрей Спиридонов. – "Очкарик" было не очень хорошим словом". Поэтому даже в Москве 30% рынка оптики приходится на "дикую торговлю", объясняет эксперт в гостях программы "Сфера интересов" на РБК-ТВ.

Однако в советские времена число потенциальных очкариков оценивалось в 40% населения СССР, а для предотвращения близорукости и дальнозоркости у детей действовали специальные профилактические программы – отклонения старались выявить на ранней стадии и предотвратить. И пусть слово "очкарик" имело негативную коннотацию, сегодня маркетологи впадают в другую крайность: происходит "фетишизация" оптики.

Неудивительно, что первым делом "цивилизованная торговля" осваивала премиум-сегмент, так что говорить о конкуренции в масс-маркете вообще не приходится. "Шикарные модели пользуются спросом, потому что русские люди любят роскошь, – рассуждает зам гендиректора сети салонов "Экран Оптика" и "Дисконт Оптика" Оксана Гармаш. Правда, по мере выхода очков из моды они дешевеют: модели 2007г. – на 10%, 2006г. – на 10-30%, 2005г. – на 50% и т.д.

"Но как бы мы не говорили, что наши люди готовы покупать оправы за безумные деньги, это все равно не так. Людей, что не смотрят на цены, немного, – возражает А.Спиридонов. – Мы при формировании цен ориентируемся на то, чтобы они были близкими или хотя бы соизмеримыми с европейскими ценами, соответственно думаем о прибыли".

Но в Европе на все бренды цена на 10-30% дешевле, чем в России, хором возмущаются эксперты. Не секрет, что многие россияне покупают актуальные модели за рубежом. Возможно, такое завышение цен в России связано как раз с отсутствием конкуренции в сетевой, "цивилизованной" части рынка. На сегодня даже самые большие оптические сети насчитывают в России не более 100 салонов, для сравнения, на Западе – от 1 до 1,5 тысяч точек. Не удивительно, что побеждает "дикая розница".

Впрочем, А.Спиридонов считает эти успехи временными. По его словам, в Москве рынок оптики кардинально изменится уже в ближайшие 5 лет, а в России – в ближайшие 10. Это произойдет в результате усиления маркетинговой активности сетей: уже сегодня они выходят на рынок рекламы, включая возможности телевизионной рекламы и т.д.

По отдельным товарным группам отмечается рост продаж в 2 раза, констатируют эксперты успехи сетей. "То, что в наших продажах пока составляет 1-2%: прогрессивные линзы, фотохромные линзы и т.д. – в Европе доходит до 20-30% продаж. За счет рекламы, за счет продвижения, улучшения сервиса", перечисляет методы борьбы с "диким рынком" А.Спиридонов.

Но очевидно и то, что цены в первую очередь определяются производителем. 65% реализуемой в РФ оптики производится в странах Азии, подсчитали эксперты компании "Амико". Европейская продукция составляет 20% рынка, российская - только 15. Причем доля российских производителей постоянно сокращается. К примеру, за 2006г. объемы российского производства очковой оптики упали более чем в 2 раза.

Pro
ИИ научился хирургии по видео и готов оперировать людей — Fast Company
Pro
Новый офисный синдром — ложное выгорание: как с этим бороться начальнику
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
«Будут искать сурьму во дворе»: выживут ли США без сырья из Китая
Pro
Как сделать сотрудников более ответственными: набор практик
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
Как замедление экономики КНР влияет на торговлю с Россией