Обвал рубля, 15 фев 2016, 15:38

ЦБ посоветовал россиянам перестать покупать «по несколько телевизоров»

Первый замглавы Банка России Сергей Швецов призвал россиян помнить, что во время экономического кризиса нужно меньше тратить и больше откладывать
Читать в полной версии
Фото: Actionpress/TASS

Россиянам нужно помнить, что во время спада в экономике необходимо побольше думать о сбережениях, полагает первый зампредседателя Банка России Сергей Швецов.

«Если идет экономический спад, население должно реагировать рационально, а не покупать по несколько телевизоров и несколько стиральных машин. Оно должно понимать, что завтра может потерять рабочее место, поэтому склонность к сбережениям здесь должна превалировать над склонностью к потреблению», — заявил Швецов на пресс-конференции о финансовой грамотности (цитата по ТАСС).

Представитель ЦБ особо отметил, что уровень финансовой грамотности в России остается ниже, чем в развитых странах, в то время как именно азы финансовой грамотности создают «основы уверенности человека в завтрашнем дне».

Напомним, что активная скупка товаров длительного пользования отмечалась в декабре 2014 года, когда россияне сметали с полок магазинов телевизоры, ноутбуки, стиральные машины и т.д., пытаясь спасти от обесценивания свои рублевые сбережения. Однако в 2015 году большинство россиян перешло на сберегательную модель поведения или даже, как отмечалось в отчете Минэкономразвития, «в разряд наблюдателей за торговым процессом».

О покупке «нескольких телевизоров» речь давно не идет, большинство россиян сейчас экономят даже на товарах первой необходимости, не исключая и продуктов, и при этом стараются как можно больше откладывать.

«В январе—декабре 2015 года при увеличении объема денежных доходов (номинальных) населения на 10,2% по сравнению с соответствующим периодом 2014 года, средства на покупку товаров и оплату услуг выросли на 5%, тогда как сбережения — в 1,5 раза. В структуре использования денежных доходов населения доля потребительских расходов снизилась и составила 71,2% всех денежных доходов населения, из них расходы на покупку товаров — 54,5%, тогда как в январе—декабре 2014 года она составляла соответственно 75,3 и 57,4%. В то же время доля сбережений выросла с 6,9 до 14,1% (без учета наличных денег у населения и покупки валюты)», — отмечается в отчете Минэкономразвития.

Исследование, проведенное экспертами Sberbank CIB, показало, что 70% россиян перешли на более дешевые продукты, три четверти покупателей в российских магазинах выбирают покупки, исходя в первую очередь из цены, а почти половина приходит в магазины только за товарами, на которые есть скидки.

Pro
Можно ли с помощью «хороших» бактерий победить воспаление в кишечнике
Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway
Pro
Клоны приложений, аккаунтов и ложное партнерство: схемы хакерских взломов
Pro
Синдром варяга. Почему компании продвигают чужих, а не своих сотрудников
Pro
Новые торговые войны Трампа: что ждет Канаду и Мексику — The Economist
Pro
Мифы работы с зумерами. В чем ошибаются компании, а что правда
Pro
«Худшая система мотивации, что я видел»: как платить бонусы управленцам
Pro
Теория мертвого интернета. Почему боты вытеснили из Сети живых людей