Общество, 15 апр 2005, 18:17

В Большом прошла последняя премьера перед закрытием театра

Большой театр показал на основной сцене последнюю премьеру перед закрытием театра на реконструкцию - три одноактных балета Леонида Мясина. Как сказал на пресс-конференции по реконструкции исторического здания Большого гендиректор ГАБТ Анатолий Иксанов, театр 1 июля будет закрыт в любом случае, поскольку его эксплуатация становится опасной для жизни людей. С учетом грядущей реконструкции радует, что в старых стенах были-таки показаны балеты Леонида Мясина - одного из самых ярких хореографов XX века, работы которого имели концептуальное значение для развития мирового балетного искусства, и в то же время хореографа, как будто не существовавшего для России. Спектакли Мясина, самого знаменитого балетмейстера 30-50-ых годов XX века, создавшего около 100 балетов и положившего начало «симфоническому танцу», никогда не ставились в России. Более того, по признанию сына хореографа - Лорки Мясина, ему никогда даже предложений не поступало из России поставить балеты отца.
Читать в полной версии

Леонид Мясин окончил московскую балетную школу и поступил в Большой театр. Однако уже через 2 года, в 1914 году, он получил предложение от Сергея Дягилева перейти в Русский балет. Мясин уехал из России и в 17-летнем возрасте стал премьером у Дягилева вместо самого Вацлава Нижинского, покинувшего труппу.

В программу вечера включены три одноактных балета Мясина. Возобновил спектакли на московской сцене Лорка Мясин, что гарантирует точность воспроизведения постановок. Лорка, и сам вполне успешный танцовщик и хореограф (его балет «Грек Зорба» очень популярен), по его собственному выражению, «родился в театре» и получал роли в балетах отца. Он лично следит за всеми восстановлениями спектаклей Леонида Мясина в мире. При выборе спектаклей для первого представления хореографии Мясина в России Лорка старался отразить различные направления, которые разрабатывал хореограф.

Первый спектакль программы - «Треуголка» на музыку де Фальи, - возможно, самый известный балет Мясина. Это темпераментный, комический балет с отчетливой сюжетной линией, элементами фольклора и испанским колоритом, для создания которого Мясин специально изучал фламенко. Постановка сложна на композиционном, стилистическом и энергетическом уровнях, хотя пластические элементы балета, премьера которого состоялась в 1919г., в общем, нельзя счесть трудными для современного танцовщика. Сценографию к балету придумал Пабло Пикассо. Мясин вообще много работал с известными художниками - Дали, Матиссом.

Балет "Предзнаменования" являет собой творческие усилия Мясина совершенно другого плана. Это так называемый симфонический балет - пластическое воплощение Пятой симфонии Чайковского. В спектакле нет сюжетной линии. Постановка состоит из четырех частей: «первая - жизнь с ее стремлениями и соблазнами; затем - страсть и соперничество между священной и мирской любовью; третья - легкомыслие; и последняя - кульминация судьбы человека через конфликт». «Впервые я отказался от традиционных дуэтов и привычной упорядоченности в женских и мужских танцах и задумал избегать симметричных композиций и передать течение музыки колеблющимися линиями и формами, как подвижными, так и статичными». Так писал о своем балете Мясин. И хотя для современного зрителя симфонический балет ассоциируется, прежде всего, с именем Баланчина, по мнению Ратманского, следует помнить, что первым таким танцем стал заниматься именно Мясин.

Художник-постановщик московской версии "Предзнаменований" - известный российский кутюрье Игорь Чапурин. Это его дебют в Большом театре. Изначально Мясин хотел работать над спектаклем с Матиссом, но тот предложил обратиться Массону, который и поставил премьерный спектакль. Однако Лорка Мясин считал, что хореографическая и художественная составляющие в какой-то степени противодействовали в том балете, сценографию Массона он расценивал как сильную, но несколько тяжелую, и хотел пригласить работать над спектаклем русского художника. Им стал Чапурин, который пошел по пути минимизации и использовал в основном костюмы по типу «вторая кожа», позволяя себе лишь «растянуть цвет» - применить технику «деграде». «Черный прямоугольник» как первая сцена балета и отсутствие декораций формируют концепт «голый человек на голой земле», который позволяет представить умозрительные образы: Герой, Действие, Страсть, Легкомыслие, Судьба, Соблазн.

Заключительный спектакль программы, «Парижское веселье» (музыка Оффенбаха) - сюжетный, комический балет с гротескными сценами, как и «Треуголка». Только действие переносится в Париж середины XIX века. Место событий - ресторан, персонажи - цветочницы, продавщицы цветов, кокотки, офицеры, уборщицы, герцоги и бароны, а самое бурное проявление парижского веселья, как значится в либретто, - «безудержный канкан» (в исполнении кордебалета Большого театра!).

Премьерные спектакли пройдут 17, 19, 21 апреля и 15 мая.

Pro
Как найти клиентов за рубежом и получать до $120 в час — взгляд айтишника
Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist
Pro
«Рынок США высасывает деньги». Почему западные экономисты бьют тревогу
Pro
С какой суммы налоговая заинтересуется деньгами, поступающими на карту
Pro
Солнечный удар по экономике: как вспышки на Солнце повлияют на рынки
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»
Pro
«Будут искать сурьму во дворе»: выживут ли США без сырья из Китая