Общество, 15 апр 2013, 01:03

Экономике не хватает роскоши

Читать в полной версии
Фото: ЕРА

Кампания по борьбе с коррупцией, начатая новым лидером Китая Си Цзиньпином, угрожает охладить экономику страны. Ограничение расходов чиновников и государственных структур и введение запрета на рекламу вызывающе дорогих предметов роскоши негативно сказались на уровне потребления китайцев в первом квартале, утверждают аналитики.

По данным Государственного статистического управления Китая, выручка дорогих ресторанов (оборот выше 320 тыс. долл.) и компаний, занимающихся поставкой продовольствия для банкетов и свадеб, за январь — февраль упала на 3,3%. Снижение продаж в этом секторе зафиксировано впервые за последние 30 лет. Это тревожный сигнал с учетом того, что оборот только отрасли по обслуживанию праздничных мероприятий в КНР в 2012 году составил 2,3 трлн юаней (370 млрд долл.), что эквивалентно 4,5% национального ВВП. Ранее министр коммерции Шэнь Даян отрапортовал о снижении в стране уровня потребления предметов роскоши. К примеру, в феврале продажи такого деликатеса, как акульи плавники, упали на 70%.

Один из самых серьезных ударов был нанесен по алкогольной промышленности. В частности, продажи рисовой водки Kweichow Moutai (средняя цена — 210 долл. за бутылку) в марте упали на 28% по сравнению с декабрем прошлого года, когда правительство ввело запрет на употребление алкоголя во время банкетов и различных официальных мероприятий в вооруженных силах страны. Акции Kweichow Moutai в Шанхае за это время подешевели примерно на четверть, в то время как индекс Shanghai Composite вырос более чем на 9%.

«Антикоррупционная кампания Си породила беспрецедентный феномен, который, в частности, обернулся падением продаж в дорогих ресторанах, — цитирует Bloomberg главного экономиста по Азии Mizuho Securities Шэнь Цзянгуана. — Разумеется, это станет серьезным фактором для замедления роста в краткосрочной перспективе».

В 2012 году рост экономики Китая охладился до 7,8% — самый низкий показатель с 1999 года. Наиболее провальным стал третий квартал — 7,4%. Согласно усредненному февральскому прогнозу экономистов, опрошенных Bloomberg, китайский ВВП по итогам первого квартала должен был прибавить 8,2%, но на прошлой неделе ожидания были снижены до 8%.

«Си Цзиньпин ищет пути перехода от количественного к качественному росту и хочет сгладить диспропорции в экономическом развитии. Однако коррупция получила такое распространение, что давно стала драйвером теневого роста экономики Китая, — сказал РБК daily бывший советник при правительстве КНР политолог Лоуренс Брам. — В этих условиях любой вызов коррупции затрагивает основы китайского экономического чуда».

Си Цзиньпин инициировал масштабную кампанию по борьбе с коррупцией сразу после избрания на пост генсека КПК в ноябре прошлого года. Чиновники и государственные организации получили указания снизить затраты на банкеты и приобретение предметов роскоши. В то же время в своем выступлении в январе Си заявил, что необходимо бороться не только с «тиграми» — высокопоставленными чиновниками-взяточниками, но и с «блохами» — госслужащими невысокого ранга, нарушающими закон. Вскоре на китайском телевидении и радио был введен запрет на рекламу, которая подталкивает потребителя к приобретению предметов роскоши и дает, таким образом, людям «неверные» ориентиры. Вне закона, в частности, оказалась реклама таких вызывающе дорогих товаров, как золотые часы, редкие монеты и почтовые марки, а также элитный алкоголь.

Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
Гайд по этикеткам: как выбирать продукты с умом
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
Как устроен ChatGPT — британский программист раскрывает тайны ИИ
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
«Царит хаос». Почему самолеты Boeing собирают из бракованных деталей