Уравнительный принцип
Россияне как никогда заинтересованы в равноправии всех граждан, свидетельствуют данные нового исследования ВЦИОМ. 36% опрошенных считают, что под социальной справедливостью следует понимать равенство всех перед законом.
Другие популярные варианты: 20% полагают, что уровень жизни всех должен быть примерно одинаковым и чтобы не было ни богатых, ни бедных; 13% считают справедливым, чтобы каждый мог достичь того, на что способен; 12% — чтобы положение каждого определялось его трудовыми усилиями. Выбирая между сильным государством, порядком и национальными интересами, с одной стороны, и демократией, солидарностью и свободой — с другой, большинство респондентов ставят на государство — 58 против 27%.
«Любопытно то, что социальная справедливость воспринимается сейчас как равенство, — говорит директор по коммуникациям ВЦИОМ, доктор психологических наук Ольга Каменчук. — Но не как равенство возможностей, когда человек получает то, на что способен, а равенство того, что люди получают, равенство распределения, равенство материального благосостояния. Об этом говорит второй показатель по популярности — отсутствие богатых и бедных. Первое место у ответа «равенство перед законом» показывает интенционную составляющую — на респондентов влияют антикоррупционные скандалы последнего времени.
Если анализировать политические пристрастия респондентов, мы четко проследим, что равенство распределительное — чтобы не было богатых и бедных — это сторонники КПРФ, люди преклонного возраста. Это наше социалистическое наследие. А к равенству возможностей пока мы не подошли.
За последние десять лет спрос на сильный государственный порядок увеличивается. Это является закономерным следствием того, какая государственная политика проводится или, по крайней мере, транслируется. Произошло и некоторое снижение популярности ценностей демократии и свободы, хотя вслед за турбулентным периодом 2011—2012 годов мы видим незначительное повышение.
Если смотреть на противопоставление ценностей сильного государства и демократии, мы видим, что в небольших городах и селах две трети населения поддерживают порядок и сильное государство. Здесь наименьшее количество сторонников демократии и тех прав и свобод, которые связывают с демократическим государством. Москва и Питер, конечно, отличаются: именно там в 2011—2012 годах горожане вышли на улицу, а общероссийских протестов с требованием равенства возможностей и демократического государства не было».