Общество, 15 июл 2015, 00:25

«Черная пятница» для недвижимости

Читать в полной версии

Во время «черной пятницы» на этой неделе в России впервые будут продавать не технику и одежду, а квартиры. Серьезно повысить продажи застройщикам вряд ли удастся, а вот внеплановые проверки власти им уже пообещали.

​​С дисконтом в 30%

Ассоциация профессионалов рынка недвижимости REPA (в попечительский совет входят, например, представители девелоперских групп «Интеко» и «Мортон») и коммуникационное агентство «Медиа-Шторм» придумали необычную для рынка жилья маркетинговую акцию: в эту пятницу, 17 июля, они помогут крупнейшим застройщикам провести большую совместную распродажу — «черную пятницу», Black Friday Real Estate.

Акция начнется в полночь с четверга на пятницу и продлится три дня. Организаторы обещают, что на сайте акции refriday.ru в эти дни можно будет со скидками приобрести почти 2 тыс. объектов в Москве и Подмосковье — квартиры, апартаменты, лофты, коттеджи, земельные участки. Речь идет о первичном рынке жилья: будут представлены квартиры и на этапе котлована, и готовые — с отделкой. По утверждению организаторов, около тысячи лотов можно будет оформить с помощью ипотеки. В акции участвует жилье эконом- и бизнес-класса. Средние скидки составят 10–15%, но будут объекты и со скидкой в 30%, обещает управляющий партнер REPA Филипп Третьяков.

Свое участие в акции уже подтвердили 26 компаний. По данным refriday.ru, свои объекты выставят, например, такие крупные застройщики, как группа «Интеко», «Донстрой», MR Group, ПСН, «A101 Девелопмент», «Пионер», KR Properties. «В акции участвуют только те застройщики, которые реализуют свои объекты в соответствии с 214-ФЗ [«Об участии в долевом строительстве»] и являются социально ответственными девелоперами, возводящими необходимую инфраструктуру в рамках своих проектов», — уточнил Третьяков.

По его словам, каждый застройщик заплатил за участие в акции 300–400 тыс. руб. Гендиректор рекламного агентства R&I Group Юний Давыдов уточняет, что запустить массовую рекламу за такую сумму невозможно.

«Мы верим в новые инструменты, считаем, что креативные решения в летний период могут дополнительно стимулировать спрос, сама идея акции интересная», — комментирует участие в акции директор по маркетингу компании MR Group Евгения Старкова. «Лето — сезон, традиционно характеризующийся сравнительно невысоким спросом на недвижимость, и мы рассматриваем данное мероприятие как интересный и эффективный способ активизации спроса», — подтверждает директор департамента продаж риелторской компании «Магистрат» (входит в группу «Интеко») Ольга Павлова.

Российское ноу-хау

Распродажа будет выглядеть следующим образом: потенциальный покупатель уже сейчас может нажать на сайте кнопку «забронировать» у понравившегося лота, но пока цены и скидки на объекты не указаны. Эти данные появятся только в день начала акции. Тогда же потенциальный покупатель сможет получить контакты продавца. В течение 15 минут покупатель должен связаться с застройщиком и подтвердить бронь. Квартира достанется тому, кто успеет забронировать ее первым, говорит Третьяков из REPA. Порядок самой покупки устанавливается каждым застройщиком индивидуально: кто-то требует закрыть сделку в течение трех дней акции, но большинство согласны растянуть ее на более длительный срок, например на неделю.

Эффект для застройщиков уже есть: по словам Третьякова, на выставленные на сайте объекты уже поступило более 10 тыс. запросов.

Третьяков говорит, что «черные пятницы» по продаже недвижимости до этого нигде не проводились. Но кризис заставляет московских девелоперов крутиться: глава столичного стройкомплекса Марат Хуснуллин в июне заявил, что продажи жилья в Москве упали примерно на 30% в 2015 году. «Наша идея заключается в том, чтобы прорекламировать рынок недвижимости и привлечь дополнительных покупателей, — рассказывает Третьяков. — Это повод для тех, кто не собирался приобретать жилье, задуматься о том, что сейчас наиболее подходящее для этого время».

В рамках «черной пятницы» застройщики предложат около 1 млн кв. м в Москве и Подмосковье, обещают организаторы. Для московского региона это немало: по данным компании «Бест-Новострой», сейчас в Москве и области выставлено на продажу 25 млн кв. м жилья.

Однако большого ажиотажа во время проведения акции не предвидится, недвижимость — это не объект импульсного спроса: скидка психологически будет воздействовать на тех покупателей, кто и так собирался приобрести квартиры, считает руководитель департамента аналитики и консалтинга компании «Бест-Новострой» (участник акции) Сергей Лобжанидзе. Он прогнозирует, что в течение всей акции будет продано в лучшем случае 200–300 квартир.

Из данных онлайн-опроса российского подразделения международного маркетингового агентства BrandScience следует, что во втором квартале этого года потребительские настроения россиян со средним доходом и выше улучшились. Например, если в первом квартале от запланированной покупки недвижимости отказались (или отложили ее) 53% респондентов, то во втором квартале их число уменьшилось до 42%.

«Обычно застройщики делают скидки в 5%, а в хорошие времена не допросишься скидок в 3%, — говорит руководитель консалтинговой компании «ИРН-Консалтинг» Татьяна Калюжнова. — Если девелоперы готовы предоставлять дисконты в 10–15%, это говорит о том, что продажи идут у них совсем плохо».

Правительство предупреждает

Подмосковные власти предстоящей распродажей недовольны. Заместитель председателя правительства Московской области Герман Елянюшкин 9 июля заявил, что чиновники намерены проверить застройщиков, которые попытаются продать квартиры с большим дисконтом.

«Это не угроза, а намерение защитить покупателей, не допустить возникновения большого количества проблемных объектов. Будет направлена информация в прокуратуру, налоговые органы для выявления возможных последствий. Потому что мы достаточно обоснованно подозреваем, что те компании, которые продают квартиры со скидкой в десятки процентов, хотят просто привлечь средства здесь и сейчас. О завершении строительства в таких случаях, конечно, речи идти не может», — приводила пресс-служба слова чиновника.

Сегодня рентабельность проектов составляет 15–20%, говорится в сообщении пресс-службы: «Если отказаться от прибыли, предложить покупателю соответствующий дисконт, то компания сработает в ноль или даже в убыток, а это приведет к возрастанию числа обманутых дольщиков».

Похожей позиции придерживается вице-президент крупнейшего в России застройщика — группы «Мортон» Олег Колченко: «Участие в подобной акции — это попытка привлечь финансирование при низком уровне продаж. Девелоперы хотят таким образом либо сбыть неликвидные объекты, либо преодолеть серьезные финансовые трудности». Сам «Мортон» в «черной пятнице» не участвует.

Столичные власти проводить внеплановые проверки в отношении застройщиков не будут, сказал РБК сотрудник пресс-службы Комитета по обеспечению реализации инвестпроектов в строительстве (Москомстройинвест): «Все компании, которые осуществляют строительство на территории города Москвы и привлекают денежные средства граждан, в обязательном порядке проверяются Москомстройинвестом на предмет соблюдения норм 214-ФЗ [закон о долевом строительстве многоквартирных домов]. Если от участника долевого строительства поступит обращение о нарушении его прав застройщиком, в отношении данного застройщика будет проведена внеплановая проверка».

Участники акции уверяют, что продаж ниже себестоимости не будет. «На ряд лотов скидки вполне разумные — 5–10%, и на распродажу выставляются не все квартиры, а ограниченное количество. Могут быть и другие бонусы: например, в ЖК «Лайнер» только во время «черной пятницы» можно будет купить апартаменты с отделкой по цене лота без отделки», — говорит представитель «Бест-Новостроя».

Менеджер «A101 Девелопмент» также подтвердил, что квартиры не будут продаваться ниже себестоимости во избежание создания рисков для участников долевого строительства.

Pro
Эра кидфлюенсинга: как родители зарабатывают на собственных детях
Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения
Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
«Болезни духа»: как люди справлялись с ментальными проблемами в прошлом
Pro
Новый офисный синдром — ложное выгорание: как с этим бороться начальнику
Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
Крах бизнес-партнерств разбивает дружбу и семьи. Как его избежать