Общество, 15 июл 2021, 16:12

Эксперты оценили идею МВД отменить обязательный техосмотр личных машин

По их мнению, эта инициатива позитивно скажется на ситуации с техосмотрами при введении поощрений и наказаний для водителей. Представители страхового сообщества поддержали идею поощрений с помощью понижения транспортного налога
Читать в полной версии
Фото: Александр Кряжев / РИА Новости

Опрошенные РБК эксперты прокомментировали предложение МВД отменить обязательное прохождение техосмотра для частных легковых автомобилей и мотоциклов, которое было озвучено главой ГИБДД Михаилом Черниковым.

По словам партнера аналитического агентства «Автостат», автоэксперта Игоря Моржаретто, это предложение может положительно сказаться на ситуации в целом. «Я пока вижу у этой инициативы одни плюсы. К сожалению, в разные исторические эпохи примерно 80% водителей техосмотр покупали. Делали они это по разным причинам. Понятно было, что будут и дальше покупать, потому что так людям удобнее. Для кого-то этот техосмотр бессмысленный, так как человек думает: «Я сам слежу за своим автомобилем, зачем мне дополнительные проверки?» А кто-то считает так: «У меня машина — такое барахло, что техосмотр я все равно не пройду, поэтому куплю», — отметил он.

По его мнению, нововведение будет эффективнее, если разработать систему поощрений и наказаний для водителей. «Предложение мне очень нравится, особенно если оно пойдет с системой дополнительных «плюшек» и «ударов кнутом». Система добровольная, но должны быть «плюшки» для тех, кто проходит техосмотр. Например, в виде скидки при покупке полиса ОСАГО. При этом я бы дал право проводить техосмотр сертифицированным станциям техобслуживания. Я раз в год, допустим, гоняю машину на техобслуживание — пусть они проверят, выдадут диагностическую карту, а я получу скидку. Таким образом, людей это подвигнет проходить не только техосмотр, но и техобслуживание. Возможно, какой-то «кнут» тоже может быть: условно говоря, если сотрудник полиции видит на дороге неисправный автомобиль, у него и сейчас есть право его остановить. Есть целый список неисправностей, с которыми запрещено использовать машины. Для таких автомобилей я бы заставил после устранения неисправностей за деньги проходить еще и техосмотр», — уточнил он.

Моржаретто отметил, что если не отменить обязательное прохождение технического осмотра, то осенью количество желающих его пройти может в разы превзойти число точек, где это можно сделать. «Подводных камней этой системы я пока не вижу. Но если не принять какие-то меры, то 1 октября система техосмотра будет в лютом коллапсе. Требования ужесточили, а количество пунктов проведения техосмотра значительно сократилось. Когда на них обрушатся все автомобили, кому сказали проходить техосмотр с осени, — а таких машин от 14 млн до 15 млн, — будет просто катастрофа», — пояснил он.

Координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов в беседе с РБК заявил, что инициатива по отмене обязательного прохождения техосмотра позволит более качественно проверять автомобили из группы риска. «Это очень хорошая инициатива. Она позволит МВД сосредоточиться на техническом осмотре автомобилей из группы риска: это грузовые автомобили, такси, автобусы — те транспортные средства, которые действительно имеют риск наступления тяжелых последствий с точки зрения ДТП», — сказал он.

Эксперт отметил, что если посмотреть на ДТП, которые произошли по причине поломки личного легкового транспорта, то они относительно редки. «Все-таки люди, которые ездят на своем автотранспорте, — это те, кто возит на автомобиле своих близких, родных или детей. Поэтому здесь нужно реализовывать риск-ориентированный подход, сосредоточиваться на техническом осмотре автомобилей из групп риска и делать его тщательно, что и предлагает МВД. При этом, если автовладелец захочет получить скидку на страховку, он оформит диагностическую карту и таким образом сэкономит. Поэтому я полагаю, что в предложениях МВД есть рациональное зерно и много позитивного. Мы [движение «Общество синих ведерок»] делали опрос по ранним предложениям Михаила Черникова, и вышло так, что 85% поддержали [эту инициативу], а в опросе приняли участие около 4 тыс. человек», — добавил он.

Глава Национального союза автомобилистов Антон Шапарин в разговоре с Autonews сказал, что, несмотря на выступление главы ГИБДД и предстоящее рассмотрение инициативы в правительстве, для отмены техосмотра придется проделать большую работу. «Техосмотр обязателен не только в силу федерального законодательства, но и в силу Технического регламента Таможенного союза, где прямо написано, что контроль за транспортными средствами осуществляется в рамках техосмотра. Соответственно, чтобы его отменить или сделать добровольным, необходимо внести поправки в эту правовую конструкцию», — говорит он.

Шапарин подчеркнул, что техосмотр обязателен для легкового коммерческого транспорта, автобусов и такси. Причем проходить его такие категории транспорта обязаны раз в полгода. «Но где эти автомобили будут проходить техосмотр, никто не говорит. Частные пункты техосмотра закроются, потому что нет экономической перспективы вести такую деятельность. И проходить техосмотр будет негде. При этом причины такого предложения МВД понятны, потому что мы не справились с проведением реформы техосмотра. И все пытаются нивелировать последствия этого провала перед вышестоящим руководством», — считает эксперт.

По его словам, никаких скидок на транспортный налог делать никто не будет, потому что против этого выступит Минфин, позиция которого в правительстве является доминирующей. Прямым следствием отмены обязательного техосмотра, как полагает Шапарин, станет повышение тарифов ОСАГО, а не скидки на полис. «Страховые компании скажут, что не могут оценить риск того, в каком техническом состоянии находится автомобиль, и будут вынуждены пересмотреть этот риск на максимальный и, следовательно, будут просить о пересмотре тарифов ОСАГО. Отмена техосмотра приведет к росту стоимости ОСАГО в достаточно скорой перспективе. Поэтому предложение МВД поддерживать нельзя», — заметил он.

Представители страхового сообщества, опрошенные Autonews, оказались не столь категоричны и даже поддержали идею поощрения водителей за добровольный техосмотр с помощью понижения транспортного налога.

Как заявил заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА) Сергей Ефремов, в этом вопросе можно учесть международный опыт. «В этом есть определенное разумное зерно. Тем более что на протяжении большого количества лет владельцы легкового транспорта достаточно формально относились к прохождению техосмотра. И вокруг этого было много нарушений и ухищрений, многие пользовались продажей диагностических карт через интернет. Прохождение процедуры в технических пунктах тоже было формальным. Чтобы убрать всю эту паутину от техосмотра, его можно сделать добровольным для личного легкового транспорта физических лиц», — заявил представитель РСА.

По его словам, то, что предложило МВД, уже работает в Японии и в ряде стран Европы. Там действительно существует стимуляция прохождения техосмотра, она завязана на транспортный налог, отметил он. «Чем старше автомобиль, тем выше налог, если отсутствует техосмотр. Что касается стимулирования через полис ОСАГО, есть определенные сложности», — пояснил Ефремов.

С предложением отменить обязательное прохождение техосмотра для легковых автомобилей и мотоциклов Михаил Черников выступил утром 15 июля. По его словам, в ряде регионов не выполняются требования по обеспечению населения пунктами техосмотра. При этом в любом случае в соответствии с Правилами дорожного движения водитель должен перед выездом проверить исправность своего транспортного средства, заметил он.

В связи с этим, как отметил Черников, в МВД считают возможным отменить обязательный технический осмотр легковушек, находящихся в собственности у физлиц. Соответствующее предложение ведомство направило в правительство.

«В то же время МВД России полагает возможным проработать меры стимулирования владельцев указанных категорий транспортных средств к добровольному прохождению процедуры технического осмотра. Такими мерами могли бы стать понижение ставки транспортного налога, а также снижение стоимости полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», — заявил глава ГИБДД.

Pro
Клоны приложений, аккаунтов и ложное партнерство: схемы хакерских взломов
Pro
Барщина 2.0. Почему четырехдневка может спасти рынок труда в России
Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist
Pro
«Тарифное ружье заряжено»: чем известен новый глава Минфина США
Pro
Солнечный удар по экономике: как вспышки на Солнце повлияют на рынки
Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
Чтобы агроном получал больше айтишника: как решают вопрос кадров в селе
Pro
Гайд по этикеткам: как выбирать продукты с умом