Общество, 15 авг 2006, 13:12

Эксперты: Рынок бесплатных газет ждут перемены

Рынок бесплатных изданий в России развивается довольно динамично, как и другие сегменты печатных СМИ. Своим рождением бесплатные газеты обязаны предвыборным кампаниям, во время которых появились целые издательские холдинги, специализировавшиеся на вышеназванной продукции. Вслед за кандидатами во власть огромный потенциал в бесплатных газетах увидели рекламодатели. В некоторых районах бесплатные рекламные газеты конкурировали с телевидением по охвату аудитории и были доступными по цене на рекламу. Пионерами московского рынка бесплатных газет стали газеты «Экстра М» и «Центр Плюс», которые стихийно заполнили Москву. Чуть позже произошло некоторое сегментирование рынка. "Экстра М" разделилась на "Экстра М Юг" и "Экстра М Север", а "Центр Плюс" выбрала для своего развития запад и восток Москвы. Одновременно стали появляться бесплатные районные газеты при префектурах. Эксперты отмечают, что полный расцвет бесплатных рекламных газет произошел после дефолта 1998 года.
Читать в полной версии

По некоторым оценкам, сегодня рынок бесплатных газет в России достиг естественного насыщения. Стагнация наблюдается в сегменте массовых «чисто рекламных» изданий, где кроме рекламы ничего нет. Высокую конкуренцию таким изданиям составляют специализированные каталоги и интернет-реклама. Часто у каталожных изданий рекламу буквально из под носа уводят районные газеты, большинство из которых субсидируется госструктурами или частными инвесторами. Причем спонсоры обычно относятся к изданиям как к политическому ресурсу и не требуют от их менеджмента окупаемости проектов. Только в Москве, например, под эгидой префектур и управ ныне издается 130 местных бесплатных газет общим разовым тиражом более 4 млн экземпляров.

Учитывая все эти факторы, сегодня бесплатные рекламные газеты стараются изменить свой контент и привлечь читателя хорошими материалами. Некоторые издания в этом настолько преуспели, что вызвали зависть со стороны успешных коммерческих издательств. Недаром некоторые всемирно известные газетные бренды ("New York Times", "The Washington Post", "Chicago Tribune", "Chicago Sun¬Times" и "The Dallas Morning News") для удержания аудитории стали выпускать бесплатные еженедельники. Так, например, в январе прошлого года одна из ведущих газет США «New York Times» объявила о намерении выкупить за 16,5 млн долларов долю в одной бостонской бесплатной ежедневной газете, тем самым высоко оценив бизнес-стратегию, которая используется подобными компаниями. Не остались в стороне от бесплатных газет «The Washington Post» и «Chicago Tribune». С их помощью солидные издания рассчитывают победить конкурентов, привлекая молодых читателей и столь желанных рекламодателей. Британская «Financial Times» начала с мая 2005 года выпуск специального ежедневного приложения к газете (подборку самых свежих новостей с небольшим количеством рекламы) для бесплатного распространения в офисах крупнейших компаний, самолётах и гостиницах Великобритании. А самой читаемой газетой Италии сегодня является бесплатная газета «Metro» с тиражом более 800 тыс. экземпляров. Причём сеть газет «Metro» в Европе стремительно развивается.

По некоторым оценкам, сбор рекламы в бесплатных газетах сопоставим с объемами рекламы в глянцевых журналах. Однако, по данным Ассоциации коммуникативных агентств России (АКАР), в 2005 году по сравнению с предыдущим бесплатные рекламные газеты увеличили доходы всего на 8% - до 520 млн долл. (против 480 млн долл. в 2004-м). При этом, например, рекламные отделы журналов собрали на 23% больше денег рекламодателей, чем в 2004 году (580 млн долл.).

С каждым годом на рынке бесплатных газет пробуют силы новые игроки. Например, о своем намерении прийти на московский рынок заявило одно петербургское издательство. Согласно бизнес-плану, к маю 2007 года тираж издания в столице должен составлять 510 тыс. экземпляров. На запуск издания в Москве планируется потратить в ближайшие три года 5 млн евро. На самоокупаемость издание выйдет уже на четвертый год.

Как отмечает гендиректор издательского дома «Медиа Хаус» Джемир Дегтяренко сегодня для того, чтобы обеспечить выведение на рынок массовой бесплатной информационно-рекламной газеты в российском городе с населением более 1 млн человек, требуется затратить от 1 до 3 млн евро в течение первого года. Такой проект при самом благоприятном развитии событий сможет выйти на уровень рентабельности не ранее 4-5 лет после старта. В то же время в западном городе-миллионнике вход на рынок бесплатных еженедельников стоит от 16 млн долл.

Генеральный директор Московского союза печати Андрей Сулейков говорит о стремительном развитии корпоративной прессы. Эксперт оценивает рынок американской корпоративной прессы в 30 миллиардов долларов. По данным Ассоциации корпоративных СМИ России, на конец 2004 года в Российской Федерации издавалось более 5 тысяч корпоративных газет и журналов суммарным тиражом в десятки миллионов экземпляров, а ежегодные затраты на их производство и распространение уже превысили 1 млрд долл.

На российском рынке прессы все большее распространение получает новый вид корпоративных изданий - bespoke publishing, которые профессиональные издательские дома делают «под ключ» по заказу самых различных компаний. Прежде всего, bespoke-publishing интересны для продавцов товаров и услуг. В Европе годовой оборот таких изданий составляет 4,5 млрд евро. Совокупный разовый тираж корпоративных изданий, включающий в себя и внутрикорпоративные, и клиентские, и отраслевые, превышает в несколько раз совокупные тиражи традиционных СМИ. В России эти цифры, конечно, меньше, но около 1 млрд долл. рынок собирает. Создание bespoke-publishing стоит относительно недорого – от 10 тыс долл. за один номер черно-белой газеты с небольшим тиражом и от 50 тыс. долл. – за изготовление номера глянцевого журнала тиражом до 20 тыс. экземпляров.

Pro
Вы впервые столкнулись с сезонной аллергией: 4 способа побороть симптомы
Pro
«Верните деньги». Суды завалены исками против образовательных сервисов
Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
Кийосаки предсказал банкротство США. Кто дает столь же мрачные прогнозы
Pro
«Увидим инопланетян на нашем веку»: во что еще верит физик Митио Каку
Pro
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным
Pro
Боссы больше не нужны: как руководителю не остаться без работы
Pro
Работа с мигрантами — сигнал для налоговой. Кому грозят доначисления