Без Стрелкова и Болотова
Руководство самопровозглашенных республик на востоке Украины полностью сменилось. Главнокомандующий донецким ополчением Игорь Стрелков и лидер Луганской народной республики Валерий Болотов ушли в отставку через неделю после того, как оставил пост самопровозглашенный донецкий премьер Александр Бородай. Официальные причины отставок разнятся, но эксперты связывают их с желанием России еще больше дистанцироваться от происходящего на Донбассе.
Последствия ранения
Руководители самопровозглашенных Луганской и Донецкой народных республик (ЛНР и ДНР) ушли в отставку в четверг. Сначала стало известно об уходе с поста главы ЛНР Валерия Болотова. Вечером донецкий премьер-министр Александр Захарченко объявил о переменах в военном руководстве донецких повстанцев — в отставку ушел главнокомандующий силами ополчения и министр обороны Игорь Стрелков. Его место занял член Совета безопасности ДНР Владимир Кононов.
Причины ухода лидеров восстания на востоке Украины разные. Как заявил в эфире телеканала «Россия 24» Болотов — он уходит временно, ссылаясь на необходимость поправить здоровье. «Последствия ранения не позволяют мне с полной отдачей сил трудиться на этом посту во благо луганчан в сложное военное время», — сказал глава ЛНР. Болотов был ранен в результате покушения 13 мая, тогда он потерял много крови и был госпитализирован.
Уход Стрелкова объяснил собравшимся членам совета министров ДНР Захарченко. По его словам, военный лидер повстанцев «перешел на другую работу», сообщает официальный сайт ДНР.
Отставки Стрелкова, Болотова и уход премьера ДНР Александра Бородая неделю назад между собой никак не связаны, заявил РБК представитель ДНР в Москве Андрей Родкин.
Время силовиков
Освободившиеся посты достались силовикам — новым формальным руководителем ЛНР стал командующий луганскими ополченцами Игорь Плотницкий (в структуре ЛНР он занимал должность министра обороны). Плотницкий в 1982–1991 годах служил в советской армии, которую покинул в звании майора, затем занимался частным бизнесом (торговал горюче-смазочными материалами), а в 2004 году ушел на госслужбу — в облинспекцию по делам защиты прав потребителей. Министром обороны ЛНР он стал 21 мая, когда было сформировано первое правительства. «Плотницкий занимается построением обороны республики. Человек он опытный», — сказал о нем спикер самопровозглашенного парламента ЛНР Алексей Корякин (цитата «Росбалта»).
В Донецке министром обороны стал Владимир Кононов, командовавший повстанцами в районе Шахтерска (его позывным был Царь). Уроженец Луганской области, бывший спортивный тренер, он присоединился к ополчению с самого начала восстания, 13 апреля, следует из его биографии, размещенной на официальном сайте ДНР. Одновременно с его назначением было принято решение о создании поста начальника Генштаба сил ДНР. На этот пост назначен Николай Стрелков, уроженец Ворошиловградской области, получивший военное образование в России. Как утверждает штаб ополчения, он «проходил службу на командных и штабных должностях Министерства обороны РФ».
Место Бородая также занял силовик — премьером ДНР стал командир подразделения «Оплот» Александр Захарченко.
Уход перед блокадой
Стрелков и Болотов покинули руководство повстанческих образований в условиях фактической блокады занятых ополчением Донецка и Луганска со стороны правительственных войск. Наступление украинских силовиков отрезало Донецк от расположенной к северо-востоку Горловки и укрепленных пунктов в городах к востоку. В четверг Совет национальной безопасности и обороны Украины объявил и о взятии в кольцо Луганска: армия заняла поселок Новосветловка, расположенный на трассе М-04, связывающей областную столицу с приграничным Изварино. Сам Луганск подвергается постоянному артиллерийскому обстрелу, по данным горадминистрации, в городе двенадцатый день нет энергоснабжения, отсутствует стационарная и мобильная телефонная связь, в оставшихся открытыми магазинах — только самые необходимые продукты.
«Ни для кого не секрет, что мы находимся на грани гуманитарной катастрофы. В этих обстоятельствах руководство республики должно работать на пределах своих возможностей, от этого зависит не только качество жизни луганчан, но и сама их жизнь», — называл в числе мотивов ухода Болотов.
Собеседники РБК, близкие к руководству ЛНР, главной причиной его ухода считают как раз неспособность формального лидера луганских повстанцев обеспечить управляемость новообразования. Его харизма позволяла «начать революцию, но не заниматься государственным и военным управлением», говорит консервативный публицист Егор Холмогоров. Болотову не хватало управленческого опыта, соглашается украинский политолог Денис Денисов, поддерживающий тесные связи с руководством «народных республик».
Уход Стрелкова Холмогоров считает ударом по ополчению, поскольку тот обладает «авторитетом харизматичного военного лидера». «Его имя приводило добровольцев в ополчение», — сожалеет публицист.
«Я не вижу в этом вообще никакой трагедии, а вижу нормальную централизацию», — сказал РБК вице-премьер ДНР Андрей Пургин.
Рука Москвы держать устала
Уход с разницей в неделю сразу нескольких руководителей самопровозглашенных республик и приход на их место военных лидеров из числа местных полевых командиров может свидетельствовать о дистанцировании Москвы от происходящего на Донбассе. «Было бы странно, если бы этот сигнал не считывался», — говорил РБК после ухода российского гражданина Бородая человек, близкий к руководству ДНР.
Стрелков (настоящее имя Игорь Гиркин), как и Бородай, имеет российский паспорт, но в отличие от своего друга (они подтверждали свое близкое знакомство), неожиданно провозглашенного премьером 16 мая, на Донбассе он находился с самого начала восстания. Именно на его группу украинские власти возложили ответственность за нападение на руководство группы «Альфа» (спецназ Службы безопасности Украины) в Славянске 13 апреля.
Бородай признавал, что вместе со Стрелковым принимал участие в присоединении Крыма к России и был советником премьер-министра полуострова Сергея Аксенова. Как утверждает СБУ, в Крыму в конце февраля Стрелков отвечал за захват воинских частей и административных зданий.
Из россиян в руководстве сепаратистских образований остался лишь премьер ЛНР Марат Баширов, бывший пресс-секретарем нижегородского губернатора и менеджером ЗАО «КЭС». Как говорит Денисов, в руководстве ДНР остается Владимир Антюфеев, на протяжении 20 лет возглавлявший госбезопасность Приднестровья.
«В Москве ранее давались определенные конкретные обещания определенным людям. Теперь же на их место приходят люди, которым таких обещаний не давалось», — рассуждает Холмогоров. В худшем случае, продолжает публицист, есть риск того, что «на очередную просьбу Новороссии о помощи из Москвы поступит ответ: «Мы вас не знаем».
Холмогоров считает, что массовый исход руководителей ДНР и ЛНР стал результатом «ложной позиции Москвы», которая хочет сменить пришлых лидеров на местных, чтобы «не думали, что это москвичи вторглись и правят Новороссией».