Российская рыба поступает на отечественный рынок из-за границы
При этом количество проблем в рыболовстве не уменьшается: переработка плачет по длинным и дешевым деньгам, а отсутствие контроля привело к настоящему буму браконьерства, 75% рыбных товаров экспортируется из РФ без таможенного оформления.
Весьма плачевную картину представляет собой и оставшийся рыболовецкий флот, а сделанные в СССР суда большей частью не работают под российскими триколорами.
Очевидно обстановка в отрасли на руку иностранным конкурентам. Не удивительно, что вывозимая без таможенного оформления рыба возвращается в РФ уже в переработанном виде. По словам губернатора Приморского края Сергея Дарькина, ежегодный экспорт из России превышает 1,2 млн. тонн, когда импорт в страну достигает 800 тыс. тонн рыбной продукции. При этом потребление рыбы растет, а значит и дальше будет расти импорт – емкость рынка оценивается в $5-6 млрд, эксперты прогнозируют дальнейшее увеличение до $8-10 млрд в ближайшие 2-3 года.
Вывоз рыбы и морепродуктов, главным образом, производится непосредственно из районов промысла за пределами 12 мильной таможенной зоны. Браконьеры пользуются отсутствием международных соглашений с большинством стран-потребителей.
Более того, система космического мониторинга тоже не приносит заметных результатов, т.к. используется лишь как источник статистической информации. В этой связи представители Росрыболовства заявляют, что они не могут пресечь действия судна, когда браконьеры закрывают железным ведром терминал – соответственно сигнал от него не поступает, – объясняет в эфире РБК-ТВ в программе "В фокусе" эксперт РБК по потребительскому рынку Надежда Геращенко.
При этом существует и другой путь освоения наших морских биоресурсов иностранцами – через скупку долей в российских предприятиях. Не секрет, что правительство КНР выделило 800 млн долларов гонконгской компании Pacific Andes на скупку акций наших рыбопромысловых компаний. Ни одна европейская страна не разбрасывается так своими ресурсами! – возмущены открытым доступом к национальным биоресурсам эксперты.
"На сегодня рынок так устроен, что продукция из рыбы, выловленной в российских водах, поступает в РФ из-за границы", – резюмирует печальную картину президент ГК "Ледово" Надежда Копытина, связывая надежды на возрождение отрасли с вниманием президента Владимира Путина (рыбе был посвящен госсовет в Астрахани в августе 2007г.).
В частности игроки рынка заинтересованы в централизации управления отраслью. "Проблемами рыбохозяйственного комплекса занимаются 16 федеральных министерств и ведомств, – рассказал РБК.daily председатель правительства Астраханской области, вице-губернатор Константин Маркелов. – В основном они являются "крышами" для незаконного оборота рыбной продукции".
"Но если мы не будем осваивать свои водные ресурсы – их около 200 видов, то в водах исключительной экономической зоны (ИЭЗ) по мировому законодательству нас могут потеснить", напоминает Н.Геращенко. Похоже, с этим уже смирилась Н.Копытина: "нечем вылавливать". По ее словам, нужно создать экономические условия для рыбопереработки в России: "россияне получили бы более свежий продукт, зарплаты и занятность".
Но сегодня большая часть российских судов, зачастую работающих под чужими флагами, предпочитают вообще не заходить в российские порты, где их обкладывают поборами – куда проще отгрузиться в портах Норвегии или Японии. "Люди на местах понимают, что и как делать – по всей вероятности либо нет желания этого делать и они ждут указания сверху, либо как всегда в мутной воде что-то вылавливается…", – говорит Н.Копытина.
Для воссоздания рыболовецкого флота можно было бы применять лизинговые схемы. Н.Геращенко считает приемлимым опыт нацпроекта "Развитие АПК": "Если удалось сдвинуть ситуацию со свининой, я не исключаю, что госбюджетами можно сдвинуть ситуацию с мертвой точки и в рыбной отрасли". Для привлечения инвестиций можно было бы снизить таможенные пошлины и НДС для "вложившихся" предприятий.
Однако, "ситуацию со свининой" сдвинули именно в силу короткого цикла инвестиций в свиноводство (равно как и в птицеводство). Грубо говоря, свинью можно вырастить за пол года, а вот для коровы потребуется 3, поэтому в сегменте говядины ситуацию так и "не сдвинули". Напомним, построить современный рыболовецкий корабль стоит 40-45 млн евро – судно окупается в течение 6-7 лет! Притом рыбаки даже не могут гарантировать возврат займа: ведь 35% в структуре себестоимости составляют затраты на ГСМ, цены на которые постоянно растут.
"Ничего удивительного, что нас теснят в наших ИЭЗ, – заключает под конец программы "В фокусе" на канале РБК-ТВ Н.Геращенко. – Норвегия, Япония, Корея даже это не считают браконьерством: если русские не вылавливают, будем вылавливать мы. А что говорить о мировом океане! Там квоты делятся на уровне мирового сообщества, но к 2012г., когда они будут поделены, мы там можем вообще не оказаться. Нужны крупнотоннажные суда, атомные плавучие станции (каждая из которых стоит около 450 млн евро), чтобы закрыть хотя бы квоту по арктической криле".