7. Секретные материалы
Влиятельные выпускники: директор ФСБ Александр Бортников, председатель Госдумы Сергей Нарышкин (Высшая школа КГБ в Минске), секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев (курсы при Высшей школе), руководитель администрации президента Сергей Иванов (высшие курсы КГБ в Минске), президент Владимир Путин (курсы переподготовки при Высшей школе КГБ).
Устами выпускника
Владимир Путин: "Чтобы узнать, как становятся разведчиками, я где-то в начале 9-го класса сходил в приемную Управления КГБ. Ко мне вышел какой-то дядя. Как ни странно, выслушал меня. "Хочу, - говорю, - у вас работать". - "Отрадно, но есть несколько моментов". - "Каких?" - "Во-первых, - говорит, - мы инициативников не берем. Во-вторых, к нам можно попасть только после армии или какого-нибудь гражданского вуза". Я, естественно, поинтересовался: "После какого вуза?" Он говорит: "После любого!" Он, видно, уже хотел от меня отвязаться. А я говорю: "А предпочтительнее какой?" - "Юридический!" - "Понял". И с этого момента начал готовиться на юрфак Ленинградского университета. И уже никто не мог меня остановить".
Как воспитать Штирлица
В российских властных верхах от Юрия Андропова до Владимира Путина всегда находилось место чекистам. Подготовкой таких специфических кадров в России занимается Академия ФСБ, ранее известная как Высшая школа КГБ - одно из самых закрытых учебных заведений страны, где студенческие учебники имеют гриф "Секретно".
Сегодня в Академии обучают оперативных работников, следователей, переводчиков, математиков, инженеров, специалистов по защите информации для ФСБ, контрразведки и других структур. Женщин на оперативные факультеты не принимают - для них открыты двери только переводческого факультета. В 1994г. на следственном факультете был создан "девичий курс", но просуществовал он недолго, и более эксперимент не повторялся.
Абитуриентов для вуза отбирают органы ФСБ, причем перед попаданием в стены академии юноши проходят суровую медкомиссию, психофизический отбор и тестирования на профпригодность. К будущим фээсбэшникам предъявляются высокие требование, и большинство "заваливаются", не дойдя до экзаменов. С серьезным отсевом сталкиваются также и первокурсники. Как отмечается на неофициальном форуме Академии, для успешного поступления крайне желательно иметь рекомендации от сотрудников органов безопасности, поэтому зачастую студенты являются продолжателями династии.
Раньше в Академию принимали исключительно отслуживших в армии, сейчас большинство абитуриентов идут сразу после школы. По окончании 5-летнего обучения выпускнику присваивается воинское звание "лейтенант".
Повышенное внимание в обучении чекистов уделяется иностранным языкам, которые выпускники знают в объеме лингвистического вуза, и правовым наукам - по качеству юридической подготовки академия может соперничать, например, с юрфаком МГУ.
Откладывает отпечаток на образование и политическая ситуация. Так, перед началом Первой чеченской кампании в Академии стали преподавать чеченский язык, а когда захват заложников стал российской обыденностью, в Академии стали готовить переговорщиков.
От курсов до Академии
Начало Академии положили краткосрочные курсы ВЧК, открытые в 1921г. для подготовки кадров для борьбы с контрреволюцией и спекуляцией. Первый набор состоял из 150 человек, однако уже к началу 40-х гг. выпускником курсов был каждый третий руководитель в органах госбезопасности. В 1954г. это уже было специальное высшее учебное заведение с трехгодичным сроком обучения, куда направляли абитуриентов, имевших не менее 3 лет стажа работы в органах госбезопасности. Тогда же в вузе была открыта аспирантура.