Общество, 15 ноя 2013, 01:05

«Определенная практика решения вопросов»

Читать в полной версии
Фото: ИТАР-ТАСС

Вчера Владимир Путин публично дал понять премьеру Дмитрию Медведеву, что если тот будет выносить сор из избы, вместо того чтобы обсуждать разногласия в Кремле, ему надо оставить пост в правительстве. «Если кто-то с чем-то не согласен, как Кудрин сделал в свое время, — он перешел в экспертное сообщество», — сказал президент.

Во вторник, пока Путин был в азиат­ском турне, Медведев высказался против его инициативы вернуть следователям право самостоятельно возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям. Жесткую отповедь на этот выпад президент сделал на заседании набсовета Агентства стратегических инициатив. Глава ТПП Сергей Катырин попросил Владимира Путина прокомментировать его собственную инициативу вернуть следователям право возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям.

Президент пояснил, что советовался по этому поводу со всеми профильными чиновниками, начиная с главы МВД Владимира Колокольцева и заканчивая главой ФНС Михаилом Мишустиным. Либерализация налогового законодательства была сделана в 2011-м сознательно, чтобы МВД «не кошмарило», как говорят в народе, бизнес, напомнил Владимир Путин. И предложил посмотреть, как развивались события. «Статьи 198 и 199 перестали работать вообще, — продолжил он. — В некоторых регионах по ним перестали дела возбуждать. Между тем во всем мире налоговые нарушения считаются самыми опасными».

Кремлевские правки не означают, что надо вернуться к старой практике, подчеркнул президент: дела сможет возбуждать не МВД, а Следственный комитет по материалам МВД. Он обратил внимание на нестыковки в законе: срок давности по налоговым преступлениям — десять лет, а налоговая служба может проводить проверки только давностью три года. «На практике это привело к тому, что по Москве через суды после приговоров надо было возместить 1 млрд руб. — не ахти какая сумма для столицы, — считает глава государства. — Возмещено 4 млн, то есть ноль. Это значит, статьи перестали работать. Только три человека осуждены, два из них условно».

Он не видит особых проблем с возвратом силовикам прежних полномочий по налоговым делам: «Я не думаю, что это будет так сложно и приведет к каким-то тяжелым последствиям. Наоборот, мы на пороге решения этой проблемы таким образом, чтобы все — и предприниматели, и те граждане, которые бизнесом не занимаются, — поняли, что решение, может быть, будет более строгим, но справедливым».

Президент в курсе того, что отдельные чиновники уже высказались критически по этому поводу. «Я еще посмотрю, кто чего по этому поводу говорит, — заявил он. — Мы с коллегами поговорим, разберемся. Но здесь вопрос очень просто решается: вынужден буду им напомнить, что есть определенная практика решения вопросов, перед тем как выходить к СМИ. Известно, что если кто-то с чем-то не согласен, как Кудрин сделал в свое время, — он перешел в экспертное сообщество».

У чиновников давно сложилась практика обсуждать все либо на правительственной площадке, либо в администрации президента, напомнил Владимир Путин. По его словам, обсуждения достаточно демократичны. «Всем нам, конечно, хочется выглядеть белыми и пушистыми — и либеральными, — пожал плечами президент. — Но наша задача не в этом. Мы не артисты художественного жанра. Мы должны при принятии решений подобного рода искать сбалансированные решения, которые бы обеспечили интересы всех групп общества».

Большинство чиновников, бывших на набсовете АСИ, отказались комментировать заявление президента и тем более личность того, кому он предлагал — в случае несогласия — идти в эксперты вслед за Кудриным. По словам высокопоставленного источника в администрации президента, жесткое заявление было адресовано премьеру. «Но это мое личное мнение», — уточнил он.

Позже вечером президент провел заседание Совета безопасности, на котором присутствовал и Дмитрий Медведев. «Обсуждали вопросы как международной повестки дня, так и внутри страны», — рассказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

На вопрос РБК daily, обсуждалась ли этика и порядок дискуссий чиновников с Дмитрием Медведевым, г-н Песков ответил: «А зачем? Президент уже высказался на эту тему на заседании АСИ».

Во вторник Дмитрий Медведев впервые публично высказался против инициативы Владимира Путина. По его мнению, правоохранительные органы должны хорошо разбираться в налоговой специфике, «а не просто проштамповывать возбуждение уголовных дел». «Вот об этом, мне кажется, нужно задуматься всем, в том числе и тем, кто сейчас рассматривает законопроект в Госдуме», — добавил Медведев. Путин внес в Госдуму проект поправок в Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) в середине октября. Следственные органы инициировали налоговые дела и раньше — до подписания в декабре 2011 года тогдашним президентом Медведевым закона №407-ФЗ. Тот вносил важную поправку в ст. 140 УПК: поводом для возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях с тех пор могли служить «только те материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах». По данным главы «ОПОРА России» Александра Бречалова, если в 2009—2010 годах ежегодно возбуждалось 12—13 тыс. налоговых дел, то в 2012-м — чуть больше 2 тыс.

Pro
Клоны приложений, аккаунтов и ложное партнерство: схемы хакерских взломов
Pro
Империя подражаний: как Джек Вэй создал Great Wall Motor из кооператива
Pro
А когда вы меня повысите: о чем спрашивать работодателя на собеседовании
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Трамп собирается подмять под себя ФРС. Как это повлияет на экономику
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
Как сделать сотрудников более ответственными: набор практик
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы