Общество, 16 янв 2008, 18:03

В 2008г. эксперты ожидают перемен на алкогольном рынке

Аналитики оценивают российский алкогольный рынок в 37 млрд долл. Из них свыше 15 млрд долл. приходится на водочный сегмент. По экспертным данным, за последние четыре года объем рынка водки упал на 10%.
Читать в полной версии

Однако ситуация в данном сегменте улучшилась. Рынок водки и крепкого алкоголя превысил объемы 2005г. и отстает от 2004г. всего на 4%. По итогам прошедшего года рынок коньяка увеличился на 50%. Рынок импортных крепких спиртных напитков, среди которых ром, джин, виски, текила, показал рост в 230% за несколько лет (с 2004г.).

Между тем доля нелегальной водки в России составляет от 30 до 50%, по различным оценкам. Доля производства легального спирта за последние четыре года сократилась на 25%.

Подводя итоги за 2007г., эксперты отмечают несколько моментов. Во-первых, водка считается абсолютно сегментированным продуктом с точки зрения потребительских предпочтений, в каждой ценовой группе есть своя категория потребителей. Во-вторых, прошлый год был предсказуем для участников рынка алкогольной продукции с точки зрения госрегулирования. Не так давно были сняты изменения, которые могли отразиться на рынке. В-третьих, некоторые участники алкогольного рынка приступили к диверсификации своего бизнеса, развивая иное производство.

Эксперты называют 2008г. сложными и непонятным для алкогольного рынка, аргументируя это тем, что пока позиция государства непредсказуема ни по одному вопросу, касающемуся этого рынка. Директор Центра исследований федеральных и региональных рынков алкоголя "Цифра" Вадим Дробиз считает, что к изменению алкогольного рынка вернутся после выборов президента, "когда власти нужно бы начать самоутверждаться". А проще всего это сделать именно через алкогольный рынок: с одной стороны, он "безобидный", никто не отвечает за интересы рынка спитрных напитков в Госдуме, а с другой - отсутствие или дефицит алкоголя может обострить экономическую ситуацию в стране. По статистике, россияне пьют крепкого алкоголя в 1,5-2 раза больше, чем в европейских странах.

По мнению некоторых экспертов, на алкогольном рынке можно ожидать введения госмонополии на производство спирта. С ее помощью государство рассчитывает победить в борьбе с нелегальной водкой, поскольку контролировать оборот алкоголя на госуровне будет достаточно проблематично, предполагает В.Дробиз. Сегодня на этом рынке работает 200 тыс. магазинов в рознице, 2,5 тыс. оптовых и логистических компаний, порядка 800 производителей.

Заместитель генерального директора по развитию компании "Кристалл-Лефортово" Артур Жиряков предполагает, что госконтроль за производством спирта будет установлен в 2009г. Возможно, что до осени этого года будет спокойный период.

В 2008г. стоит ожидать других перемен в связи с выводом из-под действия системы ЕГАИС сведений об обороте алкогольной и спиртосодержащей продукции в оптовой торговле. Очевидно, что в борьбе с нелегальным алкоголем региональные рынки сбыта в определенной степени будут закрыты для ввозной продукции. Так, каждый субъект Федерации будет представлять интересы местных производителей и вводить ограничения на ввозимый товар.

При этом в Госдуму внесен законопроект, предоставляющий региональным властям создавать госкомпании с исключительным правом продажи алкогольной продукции, за исключением точек общепита. По мнению экспертов, в случае утверждения законопроекта розничные продавцы могут потерять около 20% оборота.

И еще: в этом году ожидается рост цен на алкогольную продукцию в пределах 4-5%. Но по мнению некоторых экспертов, важнейшим фактором роста цен на алкоголь будет не рост акцизов, как это было в предыдущие годы, а темпы роста потребительской инфляции. Как заметил В.Дробиз, "потребительская инфляция прошлого года составила 25%, тогда как алкоголь подорожал на 10%, поэтому у алкогольного рынка есть "моральный" резерв роста на 15%".

Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist
Pro
Чтобы агроном получал больше айтишника: как решают вопрос кадров в селе
Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Империя подражаний: как Джек Вэй создал Great Wall Motor из кооператива
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Барщина 2.0. Почему четырехдневка может спасти рынок труда в России
Pro
Хайп и разочарование: ждать ли инвесторам «ИИ-зимы» в 2025 году