Общество, 16 янв 2015, 00:25

Регионы сходят с рельсов

Читать в полной версии
Фото: Анатолий Ваганов/ТАСС

Экономический кризис может вывести людей на улицу. Один из первых поводов – повсеместное сокращение электричек: жители населенных пунктов, где с нового года отменяют пригородное сообщение, уже угрожают протестными акциями, в том числе перекрытием дорог. Близкий к Кремлю эксперт говорит, что этот год будет «экзаменом на кризис».

Автобусы вместо электричек

В этом году появятся регионы, где произойдет полная отмена электричек, а в десятках регионах «дочки» РЖД резко снизят интенсивность пригородного сообщения. В январе запланирована приостановка 300 пригородных поездов в 39 регионах, уже отменено более 100 поездов, приводит последние данные пресс-служба РЖД. Причем 204 поезда отменяется по инициативе регионов, подчеркнул представитель РЖД.

В Вологодской и Псковской областях электрички отменяются полностью. Крупные сокращения идут в Тверской области (53 состава), Забайкальском крае (50), Нижегородской (37) и Тамбовской (19) областях, сообщил РБК представитель монополии.

В Вологодской и Псковской областях местные власти обещают заменить электрички автобусами. Для этого придется закупить транспорт, нанять дополнительный персонал, отремонтировать дороги в отдаленные поселки, признает губернатор Олег Кувшинников в своем декабрьском видеообращении. В Псковской области уже запущено 18 дополнительных автобусных маршрутов вместо отмененных электричек, сообщал 5 января сайт правительства области. По данным РЖД, в области было снято 14 электричек.

13 должников

Сокращения происходят из-за задолженности местных властей «дочкам» РЖД. В 2014 году регионы должны были компенсировать пригородным железнодорожным перевозчикам около 15 млрд руб., но выделили на эти цели только 8,7 млрд руб., рассказал РБК представитель РЖД. Цена билета на электричку для населения ниже себестоимости, ее по-прежнему нужно компенсировать из регионального бюджета, объясняет он.

В марте прошлого года правительство рекомендовало региональным властям использовать поступления от налога на имущество в отношении железнодорожных путей общего пользования, говорит представитель РЖД. По подсчетам монополии, в 2014 году эти платежи составили около 12,5 млрд руб., прогноз на 2015 год – около 20 млрд руб. Таким образом, у регионов есть средства на «транспортные субсидии».

Тем не менее в наступившем году разрыв между потребностями перевозчиков и планами местных властей еще больше увеличится: по подсчетам РЖД, потери составят около 24 млрд руб., а регионы предусмотрели на их компенсацию только 7,9 млрд руб.

Самая сложная ситуация с долгами в Забайкальском крае, Вологодской, Псковской, Белгородской, Костромской и еще в восьми областях, рассказывает представитель железнодорожной монополии.

Так, Забайкальский край накопил около 2 млрд руб. долга перед железнодорожниками, сообщала в декабре газета «Забайкальский рабочий» со ссылкой на замминистра территориального развития края Дмитрия Палкина. У Тверской области не хватило 40 млн руб. для выплат компенсации за льготных пассажиров, передавал в начале января «Росбалт». С Вологодской области пригородная пассажирская компания требовала 240 млн руб., тогда как регион признал за собой только 22 млн руб. долга. По версии железнодорожников, Белгородская область должна им около 244 млн руб.

Губернаторы против РЖД

Региональные власти с претензиями перевозчиков не согласны. Кувшинников в своем видеоблоге обвинил монополию в «непрозрачности». «Мы не готовы компенсировать неэффективные затраты «дочки» РЖД. Примерно 80–85% расходов приходится на обслуживание подвижного состава и его аренду у материнской компании. Это непрозрачные для нас цифры, мы эти цифры не признаем», – сказал Кувшинников. По его словам, концепция пригородного транспортного обслуживания РЖД «противоречит интересам и регионов, и населения». В РЖД назвали заявления Кувшинникова «переваливанием с больной головы на здоровую».

Глава Забайкалья Константин Ильковский выступил с похожих позиций: по его словам, пригородную компанию не удалось уговорить за два года «умерить аппетиты» (цитата по «Чита.Ru»). «Покупаю билет от Читы до Карымской – 240 руб. сидячий вагон. Беру их расчет на возмещение затрат из бюджета края – 1400 руб.», – возмущается Ильковский.

Первый заместитель главы правительства Забайкальского края Алексей Шеметов заявил РБК, что без федерального бюджета вопрос не решить, требуется участие руководства Минтранса и Минфина.

В переговорах с РЖД и федеральным центром Ильковский обвиняет госмонополию в том, что та берет себе только прибыль, а все убытки оставляет региональному бюджету, рассказал РБК региональный чиновник.

С подобными заявлениями постоянно выступают губернаторы Воронежской области Алексей Гордеев и Белгородской Евгений Савченко. «В РЖД все, к сожалению, свелось к зарабатыванию денег, а я всегда считал, что это важнейшая социальная отрасль», – цитируют Гордеева «Новости Воронежа» (в области полностью отрезан от железнодорожного сообщения город Алексеевка).

Во вторник Гордеев напомнил о желании глав черноземных регионов создать своего железнодорожного перевозчика: иначе «дешевле возить на такси». Губернатор Липецкой области Олег Королев еще в мае прошлого года заявил о том, что региональные власти создадут свою компанию, которая займется пригородным сообщением.

Перекрыть Транссиб

Замминистра транспорта Алексей Цыденов, комментируя сложившуюся ситуацию, подчеркнул, что это существенно обострит социально-экономическую обстановку в регионах, при том что по законодательству ответственность за осуществление местных перевозок лежит на областных властях.

Жители забайкальского села Харагун, куда электричка ходить перестала с 1 января, уже пригрозили перекрытием путей на Транссибирской магистрали: каждое утро из села более 80 человек выезжают на работу и учебу. В итоге правительство региона заявило о решении выплатить долги за 2014 год, которые были заложены в бюджет, а пригородная компания пообещала сохранить данную электричку, если министерство территориального развития региона внесет ее в заявку на 2015 год, сообщает «Тайга.инфо». Однако собеседник РБК в администрации региона сомневается, что все выплаты произойдут, проблема решена лишь временно – долги слишком большие.

В Вологодской области 10 декабря прошел митинг против отмены электрички. Новый запланирован на 15 февраля, рассказал РБК депутат заксобрания Евгений Доможиров. По его словам, его организует Партия прогресса и движение «Вместе». Критиковать собираются в первую очередь РЖД, которая должна нести социальные обязательства. «Нам звонили ветеранская организация из Череповца, люди возмущены и собираются приехать целым автобусом в Вологду и проводить пикеты и митинги в своих поселках», – говорит Доможиров.

«Жители поселка у станции Семигородняя полностью отрезаны, не могут добраться до своих рабочих мест, они готовы перекрыть дорогу, хотя правительство их успокаивает», – рассказал РБК депутат заксобрания от КПРФ Николай Журавин.​

Руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев отмечает, что к весне ситуация с электричками еще больше ухудшится. «Сейчас это связано с работой, а весной добавятся те, кто ездит на дачу и отдых: в группе пострадавших будет дополнительный сегмент людей. Социальная значимость электрички очень высокая, рост цен на продукты люди могли бы компенсировать дачами», – отмечает эксперт​.

Глава близкого к Кремлю фонда развития гражданского общества Константин Костин отмечает, что для губернаторов этот год будет «экзаменом на кризис». «Мы уже можем говорить, что половина респондентов в регионах ощущают на себе негативные последствия экономического кризис​а. В течение какого-то времени люди будут ждать: как отреагируют на происходящее региональные власти. Руководители субъектов должны сами проявлять инициативу, а не разводить беспомощно руками», – говорит Костин. Он подчеркнул, что электрички – это очень чувствительный вопрос: «Даже в те годы, которые принято называть тучными, в Новосибирске отменили льготы для пенсионеров, что стало причиной большого количества протестов».

РЖД 31 декабря выпустило пресс-релиз, в котором анонсировало принятие правительственного закона «Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в Российской Федерации». Этот закон будет устанавливать понятную систему взаимоотношений государства и перевозчика, а также его бюджетное обеспечение при осуществлении как пригородных, так и дальних перевозок.

Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Австралийских подростков выгоняют из интернета. Почему напуган бигтех
Pro
Как снизить текучесть персонала на испытательном сроке на 20%
Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
Трамп собирается подмять под себя ФРС. Как это повлияет на экономику
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist