Деньги в чемоданах
Авиакомпания «Победа» стала взимать плату за тяжелую ручную кладь. Европейские перевозчики такой платы не берут, однако специальные тарифы у них дороже, утверждают эксперты.
Авиакомпания «Победа», дискаунтер-«дочка» «Аэрофлота», ввела с 11 февраля плату за провоз ручной клади на своих рейсах, рассказал представитель «Победы». За одно место весом до 10 кг взимается плата 999 руб. (€13,5) при оплате через сайт, 1500 руб. (€20,3) на стойке в аэропорту и 2000 руб. (€27) при выходе на посадку. Бесплатно можно взять с собой только вещи, утвержденные Федеральными авиационными правилами: маленькую сумочку или портфель, зонтик, фотоаппарат, ноутбук, верхнюю одежду и некоторые другие.
«Пока действовали старые правила, некоторые пассажиры сдавали в багаж сумку весом 10 кг (бесплатная норма) и дополнительно брали в салон тяжелые вещи. В результате увеличивалось время посадки/высадки пассажиров, что недопустимо для низкобюджетной компании», – говорит представитель «Победы». Бесплатная норма багажа – 10 кг – осталась, но теперь эти вещи разрешены только для провоза в багажном отсеке, уточнил он.
Плату за сдаваемый багаж «Победа» ввела с самого начала своей работы, действуя по известной международной модели авиадискаунтера: пассажир покупает только перевозку себя, остальные услуги, включая внеочередной проход на посадку, выбор места в самолете, еду на борту и провоз багажа он оплачивает отдельно при желании.
Самый дешевый тариф по акции «Победа» предлагает сегодня за 99 руб. (€1,3) без учетов налогов и сборов. По такой цене есть шанс улететь в Архангельск, Белгород, Нижневартовск, Пермь, Уфу, Тюмень и Волгоград с 17 февраля по 28 марта. В обычное время компания предлагает билеты за 999 руб. без налогов и сборов. То есть при обычном минимальном тарифе пассажир должен заплатить за полет с одной сумкой и одним чемоданом не менее 3000 руб.
Один из крупнейших в мире дискаунтеров, ирландский Ryanair, предлагает перелет из Лондона в Кельн по акции за 14,99 фунта стерлингов (€20,2). При этом плата за сдаваемый багаж весом до 15 кг составит €15 при регистрации онлайн или €35 при регистрации на стойке в аэропорту. За второй чемодан или сумку такого же веса придется заплатить €35 в интернете или €70 в аэропорту.
«Мягкий» латышский дискаунтер AirBaltic готов взять на борт багаж пассажира, купившего билет из самой дешевой категории, за €24,99–40 за одно место весом не более 20 кг, в зависимости от того, в какой момент клиент платит за перевозку чемоданов. Самый дешевый тариф – при оплате перевозки багажа вместе с покупкой билета, самый дорогой – при оплате во время регистрации на стойке аэропорта. Самый доступный перелет, который предлагает авиакомпания, – из Риги в Рим или Гамбург по цене от €29.
Таким образом, цена провоза багажа в европейских дискаунтерах примерно на 20% ниже, чем цена минимального билета без налогов и сборов. При этом эти авиакомпании возят ручную кладь весом до 8–10 кг (у каждого перевозчика своя норма) бесплатно.
Это необычный маркетинговый ход для авиакомпании, даже экономсегмента, отмечает независимый авиационный эксперт Андрей Крамаренко, – он позволит «Победе» хотя бы частично окупить убытки от перевозки пассажиров по минимальным тарифам. По его оценке, полная минимальная цена билета по акции составит около 600 руб., без нее – примерно 1500 руб. при себестоимости перевозки, например, в Нижневартовск в 7000–8000 руб. Базовые, даже специальные тарифы у европейских перевозчиков гораздо выше, что позволяет им зарабатывать только на сдаваемом багаже, объясняет Крамаренко.
Законы для «Победы»
Запуску «Победы» предшествовала законодательная работа. Предыдущие попытки российских авиаперевозчиков работать в низкобюджетном сегменте закончились неудачей. В 2011 году обанкротилась авиакомпания «Авианова», еще раньше полеты прекратил SkyExpress. Российское законодательство не позволяло продавать невозвратные билеты, брать плату за багаж и не кормить пассажиров на борту. Из-за этого создать реально работающую модель лоукостера было невозможно, говорит Крамаренко.
Все изменилось, когда в игру вступил «Аэрофлот». В конце 2012 года генеральный директор компании Виталий Савельев встретился с Владимиром Путиным, который высказал пожелание увидеть российский дискаунтер. Для этого придется менять законодательство, отметил Савельев. В результате в 2013–2014 годах власти изменили законы и авиационные правила, чтобы лоукостеры смогли зарабатывать в России. Они вступили в силу с начала лета прошлого года, как раз к моменту, когда заработал первый лоукостер «Добролета» – «Аэрофлот».
«Победа» – вторая попытка «Аэрофлота» прорваться в низкобюджетный сегмент. Первая «дочка» крупнейшего национального перевозчика – «Добролет» с парком в два самолета – с помпой заработала в июне прошлого года. Первый рейс, в который отправился самолет в цветах новой авиакомпании, был в Симферополь. Церемонию начала работы перевозчика посетил премьер-министр Дмитрий Медведев. Полеты «Добролета» пользовались популярностью. В первый же день продаж билетов на Симферополь по цене около 980 руб. в один конец сайт компании рухнул под наплывом желающих стать ее пассажирами. Но летать «Добролету» суждено было недолго – в начале августа он прекратил полеты из-за санкций Евросоюза, который внес перевозчика в соответствующий список. Европейские компании отказались поддерживать лизинговый договор с перевозчиком, летающим в Крым, и обслуживать его суда. В результате «Аэрофлоту» пришлось полностью отказаться от бренда, зарегистрировать новое ООО «Бюджетный перевозчик» и назвать новый дискаунтер «Победа». В Крым он не летает.