Общество, 16 фев 2017, 13:00

РБК и Avito начали следить за ценами в крупнейших городах России

На основе миллионов объявлений, опубликованных на платформе Avito, РБК проанализировал цены в 31 категории непродовольственных товаров и услуг. Первым производным продуктом стал индекс благосостояния
Читать в полной версии
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Госструктуры ежемесячно докладывают об инфляции в стране, аналитические компании пытаются посчитать стоимость потребительской корзины. Мы решили запустить свой проект по мониторингу цен в городах России и регулярно замерять уровень жизни и то, как меняется стоимость потребления в разных населенных пунктах страны. Нашим партнером по проекту стала интернет-компания Avito — крупнейшая площадка объявлений более чем с 30 млн уникальных пользователей в месяц. По состоянию на 13 февраля на портале было размещено почти 34 млн объявлений, следует из информации на сайте компании.

Для исследования в сотрудничестве с аналитиками Avito мы отобрали наиболее востребованные на вторичном рынке непродовольственные товары и услуги, распределили их в 31 категорию — от самых дорогих, вроде недвижимости, автомобилей, мотоциклов, техники и электроники, до самых доступных, например одежда и обувь, детская мебель, игрушки. Так мы получили свой вариант условной корзины потребления.

В отобранных категориях мы проанализировали миллионы объявлений, размещенных на площадке в третьем квартале 2016 года (на момент проведения исследования это был последний доступный и полный временной период). Далее были рассчитаны средние цены на отдельные наименования товаров и услуг. В этот раз мы ограничили выборку 36 городами России — там, где проживают, по официальной статистике, более 500 тыс. человек.

Первым продуктом по итогам мониторинга цен на вторичном рынке стал индекс благосостояния. Он отражает средний уровень цен на сформированную нами корзину потребления в каждом из городов, вошедших в выборку исследования. Чем больше итоговый показатель и, соответственно, выше позиция населенного пункта в общем зачете, тем выше уровень цен и, как следствие, дороже стоимость жизни для данного города. В финальный вариант Индекса РБК/Avito попали только 26 городов, остальные отсеялись из-за недостаточности данных.

Самым дорогим городом предсказуемо стала Москва. Последнее место занял Ульяновск ­— именно он оказался наиболее бюджетным для потребления городом Индекса РБК/Avito. Из 26 городов, вошедших в финальную версию исследования, лишь у девяти корзина потребления состоит из полного перечня. Если сравнить эти города между собой, выяснится: средняя стоимость полного набора товаров и услуг в Москве более чем вдвое выше аналогичного показателя по Омску, Волгограду и Саратову. Разница между Москвой и Санкт-Петербургом уже не столь велика: столица по нашему набору оказалась в среднем дороже примерно на 25%.

Выборка для сопоставления динамики у нас пока невелика, поэтому для начала мы сравнили средние цены за короткий промежуток времени — в течение третьего квартала 2016 года. И Москва по росту стоимости корзины потребления оказалась не первой — столица заняла лишь седьмое место с показателем +2,3%. Наиболее подорожавшим за три месяца городом, как показал Индекс РБК/Avito, стала Самара: корзина потребления для местных жителей в этом городе выросла в цене почти на 4% за квартал. При этом заметнее всего по итогам квартала снизились ценники в Кемерово — совокупная средняя цена корзины потребления здесь просела почти на 10%. Стабильность или едва заметное изменение цен за период продемонстрировал Челябинск: как показал анализ информации в опубликованных на Avito объявлениях, средняя совокупная цена корзины потребления изменилась лишь на +0,2%.

Pro
Цифровые двойники городов: как они устроены и зачем нужны
Pro
Дефицитные продажники: найти, приручить и не переплатить. Полный гайд
Pro
Коллапс в бьюти-бизнесе: почему в России ежегодно закрывается 70% салонов
Pro
Пассивный доход и НДФЛ 0%. Станут ли личные фонды панацеей для россиян
Pro
Молочные жиры — зло? Что показали новые исследования
Pro
Как в России обслуживают офисные компьютеры после ухода западных вендоров
Pro
65% паролей взломают путем перебора за минуту. Как не попасть в это число
Pro
«Я уже свое отучился»: как убедить сотрудников развивать компетенции