Общество, 16 фев 2022, 06:01

Треть россиян посчитали метавселенные вредными

Лишь каждый десятый опрошенный слышал о метавселенных, показало исследование ВЦИОМ. При этом 37% россиян уверены, что от них будет больше вреда, чем пользы
Читать в полной версии
Фото: Anthony Kwan / Getty Images

Абсолютное большинство россиян — 90% — не знают, что такое метавселенные, причем осведомленных о них мужчин вдвое больше, чем женщин (15% по сравнению с 7%). Как показывают результаты исследования ВЦИОМ (есть у РБК), каждый пятый респондент слышал этот термин, но не понимает его (23%), а впервые услышали о метавселенных во время опроса 67% россиян.

Больше всего человек, которые знают об этом феномене, среди опрошенных 18–24 лет и 25–34 лет (по 17%). Среди старшего поколения — свыше 60 лет — о метавселенных знают всего 5%.

Опрос «ВЦИОМ-Спутник» методом телефонного интервью был проведен 13 февраля, в нем приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет. Для этой выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,5%.

Более четверти опрошенных — 27% — заявили, что им было бы интересно побывать в метавселенной в качестве своей цифровой копии. Больше всего человек, заинтересованных в таком опыте, среди молодежи 18–24 лет, такое желание выразила половина опрошенных (56%). О том, что им подобное неинтересно, сообщили 69% опрошенных. Россияне, имеющие представление о метавселенных, чаще говорили, что им было бы интересно попасть в виртуальную среду, по сравнению с теми опрошенными, которые не понимают этот термин или впервые его слышат (39, 29 и 24% соответственно).

Более трети респондентов при этом считают, что от создания метавселенных будет больше вреда, чем пользы (37%). Чаще других такого мнения придерживаются 35–44-летние (45%), о преимущественной пользе сообщили 9%, чаще молодые люди 18–24 лет (23%). Каждый пятый опрошенный выразил мнение, что создание метавселенных принесет пользу и вред в равной мере — 19%, а 18% считают, что от этого явления не будет ни вреда, ни пользы.

Люди, уверенные во вреде создания метавселенных, среди негативных последствий этого явления называют уход от реальности (37%). Такого мнения чаще придерживаются 35–44-летние (49%), жители Москвы и Санкт-Петербурга и «активные потребители интернета» (по 46%), а также россияне с неполным и полным высшим образованием (45%). Каждый десятый человек, придерживающийся такого мнения, видит опасность цифровых вселенных в отсутствии живого общения (11%), деградации (9%), говорят и о мошенничестве (6%).

Напротив, респонденты, заявляющие о пользе метавселенных, считают, что они предоставляют больше возможностей для общения (14%), расширяют кругозор (13%), упрощают поиск информации и свидетельствуют о техническом прогрессе (по 8%).

«Перспективы создания метавселенных одновременно и манят, и пугают, — заявила РБК советник генерального директора ВЦИОМ Елена Михайлова. — Ожидаемые позитивные эффекты связаны с открывающимися в разных сферах новыми возможностями: заманчивым является создание своего цифрового аватара, активно участвующего благодаря искусственному интеллекту на совещаниях и переговорах». В то же время есть и возможные негативные эффекты — вероятность снижения интенсивности коммуникаций, атомизации, снижения социальной активности в реальных средах. По мнению Михайловой, конструирование виртуальных миров, способных изменить жизнь большинства людей, «должно осуществляться с учетом существующих гуманитарных рисков и возможных негативных эффектов, способных привести к разбалансировке социальных систем».

В публикации The Verge летом 2021 года метавселенную охарактеризовали как постоянно действующее виртуальное пространство, где люди могут взаимодействовать друг с другом и с цифровыми объектами через свои аватары с помощью технологий виртуальной реальности. Тогда компания Facebook Inc., владеющая одноименной социальной сетью и сервисами Instagram и WhatsApp, объявила о создании метавселенной. В октябре компания сообщила о смене названия на Meta Platforms.

Предполагается, что этот продукт будет использовать технологии виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальности и позволит пользователям играть в шахматы, баскетбол или другие игры с людьми, которые в этот момент будут находиться, например, в другой стране; работающим на удаленке сотрудникам «присутствовать» в офисе в виде голограммы; проводить тренировку или другие занятия в любой выбранной виртуальной обстановке и так далее. Правда, пока Metaverse находится на начальной стадии разработки. Создание продукта займет 5–10 лет, прогнозировал ранее основатель компании Марк Цукерберг. О сути феномена метавселенных рассказывал материал «РБК.Тренды».

Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
Кийосаки предсказал банкротство США. Кто дает столь же мрачные прогнозы
Pro
Почему морская логистика дорожает в разы
Pro
Мошенники на удаленке: как не потерять деньги при работе с внештатником
Pro
Почему ваша программа мотивации не работает — четыре причины
Pro
От стажера до руководителя: что нужно понимать на старте карьеры в IT
Pro
Боссы больше не нужны: как руководителю не остаться без работы
Pro
Бессердечие и недружелюбие: кто такие темные эмпаты