Общество, 16 апр 2008, 17:40

Весна 2007г. больно ударила по окнам из ПВХ

Российский рынок пластиковых окон, начиная с 2000г., демонстрировал высокие темпы развития, прирастая на 25-27% ежегодно. В 2006г. рост рынка достиг рекордных 50% (что во многом было связано с холодной зимой 2005-2006гг.). Эксперты и участники рынка прогнозировали сохранение высоких темпов и в 2007г. Однако вопреки всем расчетам, по итогам 2007г. рынок подрос всего лишь на 19%.
Читать в полной версии

"Того, что произошло в 2007г., не ожидал никто. Все готовились к росту, – признается в эфире РБК-ТВ в программе "Сфера интересов" генеральный директор компании Tybet.ru Вадим Казновский. – Компании закупали больше сырья или открывали новое производство и были готовы производить больше".

Но ситуация с ростом в 50% больше не повторится, заявляют эксперты, которые еще 2 года назад говорили об обратном. Любопытно, что, по мнению аналитиков OKNA Marketing, резкое снижение темпов роста в 2007г. также объясняется погодными условиями: зима 2006-2007гг. оказалась для оконщиков слишком теплой.

При этом замедление темпов роста связано со снижением спроса в сегменте частных покупателей, на который приходится 50% рынка. Аномально теплая весна привела к переориентации спроса на другие группы товаров – отмечался рост продаж кондиционеров и заграничных туров, оправдываются аналитики оконного рынка.

В любом случае, "замена окон – больше не задача номер один, – резюмирует В.Казановский. – Люди больше внимания обращают на смену автомобиля, на отдых за рубежом. Возможно, сказалось то, что наступило время отдавать банковские кредиты, которые народ раньше так легко получал".

Оговоримся, такие сегменты рынка окон из ПВХ, как строительство новых объектов и капремонт старых, в 2007г. росли даже более высокими темпами, чем прежде. Причиной тому – госзаказ (на Федеральную программу реконструкции ветхого и аварийного жилья правительство выделило из Стабфонда 250 млрд рублей на 4 года).

К слову, 80% пластиковых оконных блоков устанавливается в жилых домах (20% приходится на коммерческую недвижимость). При этом на долю новостроек приходится 20% установленных в жилых домах окон из ПВХ – можно сказать, новостройки "брезгуют" пластиком. Хотя пластиковые конструкции в новостройках – чуть ли не 45% рынка окон ПВХ.

Как бы то ни было, притом, что успех 2006г. не повторится, эксперты обещают рынку окон из ПВХ рост в 15% годовых: ведь спрос остается неудовлетворенным. Хотя большие потери в сегменте частного покупателя, конечно, нанесли серьезный удар оконщикам. Заметим, многие объясняют отказ граждан от ПВХ тем, что мода на пластик прошла. Более того, согласно официальной статистике, уровень жизни повышается, а значит, граждане должны предпочитать стилистически низкому пластику более дорогие деревянные, алюминиевые или алюмодеревянные конструкции. Мода на пластик в этом смысле сравнима с популярностью сайдинга (сначала он позиционировался как дорогой фасадный материал, пока не занял законную нишу одного из самых дешевых и эстетически непривлекательных).

Но спрос на окна из ПВХ, действительно, еще не удовлетворен. В периоды пикового спроса – весной, летом и в начале осени – компании-дистрибуторы вынуждены закупать профили за границей. К слову, доля иностранных игроков на рынке постоянно снижается. Сегодня, по данным Step by Step, объемы поставок импортных профилей и профилей, произведенных внутри страны, соотносятся в приблизительной пропорции 30:70. Крупнейшим поставщиком ПВХ-профилей остается Германия, ее доля в импорте 59%, Польше принадлежит 11%, а Южной Корее – 5,5%.

Но и Россия также экспортирует окна из ПВХ. По данным АМИКО, большей частью в Казахстан – 75,5% и на Украину – 17,5%. По данным Step by Step, в денежном выражении лидером по импорту российских окон ПВХ является Италия, а максимальные по весу партии экспортируются из России в Китай.

"Основной проблемой для рынка окон из ПВХ в России остается нехватка стекла", – говорит в заключение программы "Сфера интересов" на РБК-ТВ В.Казновский. И хотя в основном используется отечественное стекло, многие, по словам эксперта, пытаются завозить его из Китая и Ирана, но эти данные не афишируются, так что оценить долю стекольного импорта трудно. Важной проблемой остается и контроль качества: "Общество защиты прав потребителя" является единственным инструментом контроля.

"Если мы говорим о нормальных окнах с качественной установкой, цена должна быть 180-220 и более евро за квадрат, – предупреждает застройщиков В.Казновский. – Когда устраивается тендер и пытаются купить окна по цене 80-85 евро, за эту цену нельзя сделать качественную продукцию!". При этом цены на сегодня вовсе не завышены", – апеллирует к жесткой конкуренции на рынке В.Казновский (порядка 5 тысяч компаний-производителей в России, 40% из них в Москве). По его словам, предпосылок для снижения цен на рынке в России нет.

Остается добавить, по данным Академии конъюнктуры промышленных рынков, в 2006г. объем рынка профилей ПВХ в РФ в стоимостном исчислении составил 1,9 млн долларов. При росте за 2007г. в 19%, объем рынка на сегодня составляет около 2,26 млн долларов.

Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения
Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
Чтобы агроном получал больше айтишника: как решают вопрос кадров в селе
Pro
Солнечный удар по экономике: как вспышки на Солнце повлияют на рынки
Pro
Как охотятся кадровые браконьеры: 11 методов агрессивного хантинга
Pro
Гайд по этикеткам: как выбирать продукты с умом
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент