Общество, 16 апр 2013, 01:03

Защита от инвестора

Читать в полной версии
Фото: AP

Миноритарные инвесторы наподобие Карла ­Айкана или Дэвида Эйнхорна все чаще пытаются оказывать влияние на политику корпораций США. За последние четыре года их активность увеличилась на треть, к ним уже начали прислушиваться крупные акционеры. Многие компании вынуждены обращаться за помощью к специалистам, предоставляющим консультации по противодействию инвесторам-активистам.

В прошлом году в США была зарегистрирована 241 попытка внесения изменений в стратегию развития компаний или состав совета директоров с подачи миноритарных инвесторов. Для сравнения, в 2009 году подобных случаев было лишь 187, утверждают данные FactSet SharkWatch. При этом инвесторы-активисты нацелены на результат — за последние три года средняя доходность хедж-фондов, которые они представляют, составила 3,8%, в то время как общий показатель для отрасли едва достиг 0,25%, подсчитали в Hedge Fund Research. Эти успехи заметили и другие инвесторы — с 2008 года активы под управлением «назойливых» фондов выросли с 32 млрд до 65 млрд долл. Активность миноритариев растет вместе с их аппетитами — в прошлом году около 20% атак были проведены против компаний с капитализацией свыше 1 млрд долл. (7% — в 2009 году).

«Усиление позиций инвесторов-активистов в первую очередь связано с тенденцией демократизации роли акционеров в американских компаниях. Важным моментом здесь стал закон Додда—Франка, в котором прописана процедура голосования акционеров по поводу бонусов для руководства, правда, пока результаты таких голосований не являются обязательными к исполнению. Инвесторы-активисты играют очень важную роль в моменты восстановления экономики — они выявляют слабые позиции корпораций и стараются исправить допущенные ошибки, способствуя ускорению экономического роста», — сказал РБК daily аналитик EIU Стивен Лесли.

Акционеры-активисты все чаще находят поддержку и у крупных институциональных инвесторов. К примеру, в ноябре пенсионный фонд Калифорнии, CalSTRS, впервые в своей истории присоединился к требованиям активиста Ральфа Уитворса и настоял на разделении компании Timken. Впоследствии Уитворс сумел добиться разделения конгломерата ITT и даже получил пост временного председателя совета директоров Hewlett-Packard. «Нам часто звонят институциональные инвесторы, которые стали понимать, что наша активность идет им на пользу. Они все активнее выражают нам свою поддержку», — рассказывает Ральф Уитворс. По его мнению, крупные фонды сейчас вовсю переходят от практики принятия активистов к практике их поощрения, что обещает лишь усилить давление на бизнес, поскольку паевым и пенсионным инвестиционным фондам принадлежит сейчас порядка 42% акций американских компаний. Эта тенденция может оказаться весьма выгодной для инвестиционных банков, которые начинают предоставлять компаниям услуги по защите от назойливых акционеров. Вслед за иконой инвестбанкинга, Goldman Sachs, подобные услуги все чаще оказывают Credit Suisse и Barclays. Банки помогают компаниям писать пресс-релизы, анализировать стоимость реформ, которых требуют инвесторы, а также ищут лазейки в уставах и местном законодательстве, которыми могут воспользоваться чересчур активные акционеры.

«В условиях, когда банки сокращают персонал, наша компания старается выделять больше ресурсов и сотрудников на решение подобных задач», — заявил Reuters глава подразделения по защите от поглощений Credit Suisse Крис Янг. Кстати, сами банкиры советуют: наилучшим противодействием активистам является тщательно налаженная связь руководства компании с акционерами. В случае грамотно построенного общения последние просто не пойдут на поводу у взбунтовавшихся миноритариев.

Pro
А когда вы меня повысите: о чем спрашивать работодателя на собеседовании
Pro
Можно ли с помощью «хороших» бактерий победить воспаление в кишечнике
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
Закон о госзакупках переписан: как работать поставщикам с 2025 года
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Как устроен ChatGPT — британский программист раскрывает тайны ИИ