Общество, 16 апр 2014, 01:02

Кубышка на 4 трлн долларов

Читать в полной версии
Фото: AP

За первый квартал этого года золотовалютные резервы Китая увеличились на 129 млрд долл., вплотную приблизившись к отметке 4 трлн долл. Об этом во вторник сообщил Народный банк Китая. Данные ЦБ подтвердили, что максимальное за 20 лет ослабление юаня — следствие целенаправленной политики регулятора, проводившего агрессивные валютные интервенции.

В 1996 году международные резервы Китая составляли только 100 млрд долл. На то, чтобы обойти Японию, держателя крупнейших на тот момент ЗВР, КНР потребовалось десять лет: в 2006 году запасы страны превысили 1 трлн долл. Теперь же по объему резервов Китай превосходит своего азиатского соседа втрое: на конец первого квартала японский показатель составил 1,2 трлн долл., а китайский — 3,95 трлн долл. После нового увеличения золотовалютных запасов на Китай приходится почти треть от их общемирового объема (11,7 трлн долл.), свидетельствуют данные Bloomberg.

Официальные данные по резервам подтвердили предположения аналитиков, что Народный банк Китая целенаправленно ослаблял национальную валюту, чтобы сделать ее менее привлекательной для спекулянтов. За первый квартал юань подешевел к доллару на 2,4%, максимально за последние 20 лет и больше, чем какая-либо другая валюта в Азии. Из-за этого клиенты американских банков и китайские компании потеряли в общей сложности 5,5 млрд долл. на операциях с деривативами, сообщало ранее агентство Bloomberg. С помощью производных финансовых инструментов они рассчитывали заработать на дальнейшем укреплении китайской валюты, которая стабильно дорожала к доллару с июля 2012 года.

По мнению аналитиков, покупка валюты на рынке с целью ослабить юань принесла плоды. «За вычетом поступления средств по внешнеторговым сделкам и прямых иностранных инвестиций (ПИИ) приток «горячих» денег в марте составил, по нашей оценке, около 18 млрд долл., в то время как в январе и феврале было по 40 млрд долл. Это предполагает, что за счет увеличения волатильности курса юаня Центробанк добился определенного успеха в сдерживании этих потоков», — отметил в своем отчете экономист Capital Economics Марк Уильямс.

В отдаленной перспективе юань может снова начать дорожать. У страны устойчивый профицит внешней торговли и чистый приток ПИИ. Это два фундаментальных фактора, обеспечивающих рост курса китайской валюты. Ранее в Центробанке отмечали, что не хотят больше активно наращивать свои ЗВР. «Аккумулировать резервы в иностранной валюте больше не в интересах Китая», — отмечал в декабре 2013 года зампред Народного банка Китая И Ган.

21 марта курс китайской валюты опустился до годового минимума в 6,237 юаня за доллар. Сейчас за 1 долл. дают около 6,22 юаня. Срединный прогноз 40 аналитиков, опрошенных Bloomberg в начале апреля, — укрепление китайской валюты до 6,09 юаня за доллар к 30 июня и до 6 юаней — к концу года. «Даже если Народному банку удастся снять часть повышательного давления на курс юаня через борьбу с притоком спекулятивного капитала, мы полагаем, что Центробанку придется продолжить увеличение резервов, если он хочет предотвратить укрепление валюты», — считает Марк Уиль­ямс.

Pro
Клоны приложений, аккаунтов и ложное партнерство: схемы хакерских взломов
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек
Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
Как уволить работника за разглашение коммерческой тайны
Pro
Топ-50 самых быстрорастущих компаний России. Рейтинг РБК
Pro
Нейросети добра: как ученые решают этические проблемы с помощью ИИ