Общество, 16 апр 2015, 00:25

Самоцензура на 50 миллионов

Читать в полной версии
Фото: Кинопоиск

Кинокомпания «Централ Партнершип» после пресс-просмотра в Минкультуры сняла с проката голливудский фильм «Номер 44», в котором рассказывается о расследовании серии убийств в СССР в 1950-х годах. По прогнозам, сборы фильма в прокате могли составить 50 млн руб., которые кинокомпания разделила бы с кинотеатрами и владельцем прав, американской Lionsgate.

О том, что «Централ Партнершип» отозвала фильм из проката за день до премьеры, РБК рассказал источник, близкий к руководству компании. ​Эту информацию подтвердила пресс-служба Министерства культуры. В сообщении на сайте министерства говорится, что «Централ Партнершип» (входит в «Газпром-Медиа») отозвала заявку на получение прокатного удостоверения, «принимая на себя любые вытекающие коммерческие последствия этого решения».

Мнения совпали

В сообщении ведомства объясняется, что «по итогам пресс-просмотра в Минкультуры поступили вопросы, касающиеся содержания фильма, в первую очередь искажения исторических фактов и свое­образных трактовок событий до, во время и после Великой Отечественной войны, а также образов и характеров советских граждан той исторической эпохи».

Премьера «Номера 44» была запланирована на 17 апреля (некоторые кинотеатры должны были начать показывать ее уже в четверг, 16 апреля). Пресс-просмотр с участием представителей Минкультуры и «Централ Партнершип» состоялся 14 апреля.​ «Мнение прокатчиков и представителей Минкультуры совпали: прокат подобного рода фильмов в преддверии 70-летия Победы недопустим», — говорится в сообщении.

В комментарии «Централ Парт­нершип», поступившем в РБК, говорится, что права на фильм «Номер 44» были приобретены компанией в 2011 году в рамках пакетной сделки по покупке фильмов у кинокомпании Summit (позже была поглощена компанией Lionsgate). «Мы вносили ряд изменений как на уровне сценария, так и на уровне продакшена и дубляжа», — приводится в письме «Централ Партнершип» цитата генерального директора Павла Степанова. Но результат этой работы, по словам Степанова, компанию не удовлетворил, окончательное решение о выходе фильма в российский прокат компания решила принять после «общественного обсуждения фильма». «Считаем важным в будущем усилить контроль государства над прокатом фильмов, имеющих социально значимый контекст», — говорится в заявлении Степанова.

Потери в прокате

В России фильм должен был выйти более чем на 500 экранах, сообщил РБК представитель «Централ Партнершип». За первый уик-энд «Номер 44» мог собрать в кинотеатрах 25 млн руб. и занять пятое место по сборам среди всех российских премьер грядущих выходных — такие сборы прогнозировало издание «Бюллетень кинопрокатчика», рассказал РБК руководитель отдела аналитики журнала Андрей Белый. Источник, близкий к «Централ Партнершип», говорит, что компания сама ориентировалась на этот же прогноз.

«Бюллетень кинопрокатчика» обычно дает свой прогноз по десяти премьерам уик-энда, но в дайджесте, опубликованном 15 апреля, фильма «Номер 44» уже не было. Сейчас четвертое место в прогнозе «Бюллетеня кинопрокатчика» занимает российский фильм «Битва за Севастополь» с оценкой сборов в 27 млн руб., а пятое — американский фильм «Дальняя дорога» с 18 млн руб. (прокатчик обоих фильмов — Fox).

В среднем сборы фильмов за первый уик-энд в российских кинотеатрах составляют около 50% от общего бокс-офиса, говорит Белый. Такую же оценку приводит топ-менеджер одной из дистрибьюторских компаний. В случае с «Номером 44» общие сборы, таким образом, могли составить около 50 млн руб. Половина от сборов фильма достается кинотеатрам, другая половина делится между прокатчиком и владельцем прав (процент, который получает прокатчик, зависит от условий контракта, но, как правило, составляет от 7 до 20%).

В прошлый уик-энд в тройку лидеров российского проката вошли фильмы «Форсаж 7» (его сборы за выходные составили 857 млн руб.), «Битва за Севастополь» (67,8 млн руб.) и анимационный фильм «Дом» (23,5 млн руб.). Прогноз «Бюллетеня кинопрокатчика» по сборам этих картин был 750 млн руб., 80 млн руб. и 34 млн руб. соответственно.

Расходная часть

После отказа от проката «Централ Партнершип», вероятно, придется договариваться с производителем фильма — компанией Lionsgate о компенсации доходов, которые американская сторона не получит от выхода фильма, говорит топ-менеджер одной из продюсерских компаний. Нужно ли будет платить еще и неустойку, зависит от того, как прокатчик объяснит решение об отказе от проката, продолжает он. Если это будет трактоваться как вмешательство российских властей и договоренности с производителем учитывают возможность таких проблем, штрафа может и не быть. При заключении пакетного соглашения с Summit Entertainment, в которое вошли права на «Номер 44», по словам источника, знакомого с этой сделкой, помимо отчислений от проката каждого фильма «Централ Партнершип» также перечислила Summit разовый платеж, который считался авансом за будущие картины.

Затраты «Централ Партнершип» на маркетинг такого фильма могли составить от $100 тыс. до $500 тыс, оценивает топ-менеджер одной из продюсерских компаний. Придется ли компании что-то компенсировать кинотеатрам — неясно: представители сетей «КАРО» и «Формула кино», в чьих кинотеатрах в том числе должна была показываться картина, сообщили РБК только, что пересматривают сетку в связи с отменой фильма, отказавшись от других комментариев. Впрочем, источник РБК в одной из крупных сетей кинотеатров утверждает, что никакие штрафы в таких случаях не предусмотрены.

Представитель «Централ Партнершип» отказался комментировать условия сделки с Summit Entertainment и свои финансовые потери от снятия фильма с проката. Пресс-служба Lionsgate пока не ответила на запрос РБК.

Выручка «Централ Партнершип» по МСФО в 2013 году достигла 6,281 млрд руб. (около $197 млн), скорректированная EBITDA — 2,791 млрд руб. ($87 млн), чистый убыток — 1,023 млрд руб. ($32 млн). Данных за 2014 год пока нет. Компания занимается производством кинофильмов и телесериалов, а также кинопрокатом, являясь официальным представителем в России американской Paramount Pictures.

Плохой знак

В истории российского кинорынка это первый случай, когда прокатчик сам отзывает заявку на получение прокатного удостоверения, считает Александр Роднянский, продюсер и совладелец дистрибьюторской компании A Company (занимается прокатом зарубежных фильмов в России). «Это большой непрофессионализм: приобрести права на фильм, дождаться дня проката, отозвать заявку и самому потерять на этом деньги», — полагает он.

Это плохой знак для всего российского кинорынка, считает эксперт. «Раньше у нас выходили в прокат фильмы, в которых были представлены советские или российские герои, и не всегда в лучшем свете, но ничего подобного не происходило, — рассуждает Роднянский. — Сейчас все, что касается истории, очевидно, должно соответствовать некой системе координат. Дальше начнется самоцензура: многие начнут бояться покупать и прокатывать здесь [исторические] фильмы».

Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
Twitter лучших времен: чем соцсеть Bluesky привлекает пользователей
Pro
Дружелюбие снижает доход на 2–6%. Вот что его повышает
Pro
Как внешние стимулы и гормоны влияют на наши решения — Роберт Сапольски
Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения
Pro
Как устроен ChatGPT — британский программист раскрывает тайны ИИ
Pro
«Рынок США высасывает деньги». Почему западные экономисты бьют тревогу