Общество, 16 мая 2013, 01:04

Виктор Чуйкин борется за перевозку зерна

Читать в полной версии
Фото: ИТАР-ТАСС

Виктор Чуйкин, участвовавший в создании крупнейшего на сегодняшний день железнодорожного перевозчика зерна — «Русагротранса», решил составить конкуренцию своему бывшему детищу. Бизнесмен, владеющий компанией «Технотранс», вместе с парт­нером — ГК «Содружество» — собирается купить 10 тыс. зерновозов. Пополнив парк, Виктор Чуйкин рассчитывает увеличить перевозки грузов в зерновозах в 2,5 раза, до 8 млн т в год, и занять почти 20% рынка.

Виктор Чуйкин — один из первых в России частников, кто занялся перевозкой зерна по железной дороге. Принадлежащая ему компания «Технотранс» в 2008 году участвовала в создании нынешнего лидера рынка — компании «Русагротранс». Созданное с «ЛП Транс» (сейчас входит в холдинг RTK) СП «Рустранском» получило 49% акций «Рус­агротранса», еще 51% достался тогдашней «дочке» РЖД — Первой грузовой компании. Правда, уже спустя год «Технотранс» вышел из этого проекта и занялся развитием собственного бизнеса по перевозке зерна.

Сейчас масштабы бизнеса «Технотранса» несопоставимы с «Русагротрансом»: у первого в собственности всего 1,5 тыс. зерновозов (общий парк с учетом аренды — 3,1 тыс. вагонов), тогда как у лидера рынка порядка 31,5 тыс. вагонов. У партнера «Технотранса» агропромышленной компании «Содруже­ство» — около 4 тыс. вагонов. В прошлом году «Русагротранс» перевез в зерновозах 27,8 млн т зерна и других сыпучих грузов, а «Технотранс» — 3,5 млн т.

Но Виктор Чуйкин намерен вскоре отвоевать у своего бывшего детища часть рынка: по его словам, совместно с агропромышленной компанией «Содружество» партнеры решили приобрести дополнительно 10 тыс. вагонов-зерновозов. «Это позволит решить проблему с дефицитом вагонов-хопперов», — говорит г-н Чуйкин. По его словам, сейчас из пяти поступающих заявок компания в состоянии удовлетворить только две-три. Начальник управления перевозками ГК «Содружество» Василий Чекан говорит, что из-за нехватки подвижного состава им часто приходится «одалживать» вагоны у других компаний, в том числе у «Технотранса» и «Русагротранса».

«В прошлом году мы заключили контракт со Стахановским вагоностроительным заводом на поставку 900 вагонов, планируем заказать еще 700, а осенью будем подписывать соглашение на 3,1 тыс. зерновозов. Всего собираемся приобрести не менее 5 тыс. вагонов, столько же — наши партнеры», — рассказывает предприниматель. Помимо Стахановского завода заказ будет выполняться на Брянском вагоностроительном заводе, о чем уже есть предварительная договоренность.

Пополнение парка оценивается в 18 млрд руб., деньги будут привлекаться у российских и зарубежных банков. Вопрос с финансированием будет решен в ближайшие месяцы, говорит директор по корпоративным финансам компании «Технотранс» Тимур Бердимбетов.

В «Русагротрансе» считают, что текущего парка на рынке достаточно для обслуживания всего объема урожая. «Если бы у нас была острая необходимость в зерновозах, мы бы их приобретали», — говорит первый заместитель гендиректора «Русагротранса» Олег Рогачев. При этом он отметил, что компания ежегодно обновляет порядка 1,5 тыс. вагонов.

В среднесрочной перспективе спрос на зерновозы будет устойчивым, поскольку парки России, Украины и Казахстана сильно изношены и в период пикового спроса на перевозки не способны удовлетворить потребности грузоотправителей, говорит глава агентства «InfoLine-Аналитика» Михаил Бурмистров. По мнению аналитика, «Технотранс» и ГК «Содружество» делают ставку на списание парка «Русагротранса», который уже довольно старый, и надеются, что государство запретит продлевать их срок службы. Однако в ближайшие три года массовое списание зерновозов маловероятно, так как чревато негативными последствиями для продовольственной безопасности, считает г-н Бурмистров. Кроме того, парк «Русагротранса» уже окупился, а новые вагоны, приобретенные по лизинговой схеме, даже с учетом падения цен не будут конкурентоспособны, резюмирует он.

Pro
Бизнес все больше полагается на ИИ в вопросах найма. Чем заменяют эйчаров
Pro
Не более 15 минут на встречу: фишки командной работы от опытного продакта
Pro
Таможня КНР не пускает ваш груз: что вы не учли, заказывая товар в Китае
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии
Pro
Банки Китая отказываются принимать платежи из России. Что будет с рублем
Pro
Мозг все равно вас обманет: Даниэль Канеман — о когнитивных искажениях
Pro
Компании гибнут из-за слабых сотрудников. Почему руководители их нанимают
Pro
«Воспалительный возраст». В Стэнфорде нашли способ отсрочить старость