Общество, 16 мая 2014, 11:24

Роскосмос назвал причину новой катастрофы "Протона-М"

Роскосмос назвал предварительную причину катастрофы ракеты-носителя "Протон-М" с российским спутником связи "Экспресс-АМ 4Р", стоимостью 1 миллиард рублей, которая произошла минувшей ночью, сообщает ИТАР-ТАСС.
Читать в полной версии
(Фото: ИТАР-ТАСС)

По словам главы ведомства Олега Остапенко, причиной внештатной ситуации могло стать падение давления в одном из рулевых двигателей третьей ступени носителя. О более точных данных можно будет говорить после изучения телеметрии.

Ранее источник агентства сообщал об отказе рулевого двигателя третьей ступени, что привело к аварийному выключению двигательной установки между отделением второй и третьей ступени и падению ракеты.

Инцидент произошел на 540-й секунде после старта "Протона-М", когда ракета-носитель на скорости 7 километров в секунду успела преодолеть расстояние в 160 километров. Диктор во время прямой трансляции сообщил о внештатной ситуации.

Как выяснилось, заключалась она в том, что космический аппарат так и не вышел на заданную орбиту, а ракета упала либо на Алтае, либо в акватории Тихого океана. По другой информации, обломки ракеты-носителя сгорели над Тихим океаном, не долетев до поверхности планеты.

Позже было заявлено о создании комиссии по причине аварии. По данным РИА "Новости", намеченный на 15 июля запуск очередной ракеты-носителя со спутником связи "Экспресс-АМ6" перенесен на неопределенное время.

Потерянный спутник "Экспресс-АМ4Р" создан европейской компанией EADS Astrium по заказу ФГУП "Космическая связь" в рамках Федеральной космической программы России на 2006-2015гг. Космический аппарат массой приблизительно 5755 кг построен на базе платформы Eurostar Е3000 и оснащен 63 транспондерами С-, Кu-, Ка-, L- диапазона и десятью антеннами для обеспечения устойчивого покрытия связью всей территории России и стран СНГ. "Экспресс-АМ4Р" являлся самым мощным и высокотехнологичным российским спутником связи. Он должен был стать третьим космическим аппаратом серии "Экспресс", запущенным в 2014г.

"Были застрахованы риски запуска и эксплуатации на орбите комплекса "Экспресс-АМ4Р" с максимальным лимитом нашей ответственности 7,8 млрд руб. (95%) и страховой центр "Спутник" (5%)", - рассказал РБК вице-президент "Ингосстраха" Илья Соломатин. Будет ли признана авария государственной комиссией страховым случаем, он прогнозировать не стал, отметив: опыт и практика показывают, что да.

"Оговорюсь, что многое будет зависеть от официальных причин, которые будут указаны в акте государственной комиссии. Выплаты будут произведены своевременно и в полном объеме", - сказал Соломатин.

По его словам, такой вид страхования - один из самых дорогих. "К сожалению, мы можем констатировать, что эти случаи за последние пять лет происходят достаточно часто", - отметил вице-президент.

Риск ответственности перед третьими лицами также был застрахован, добавляет Соломатин. "Это значит, что при падении аппарата и причинении его обломками вреда окружающей среде или третьим лицам страховщик будет обязан выплатить крупные суммы - здесь максимальный лимит составляет 6 млрд руб.", - заключил он.

Операторы спутникового телевидения в России ("Триколор ТВ", "НТВ+", "Орион Экспресс") сообщили, что падение спутника не отразится на их работе, хотя для перспектив развития цифрового вещания авария существенна.

Вице-премьер Дмитрий Рогозин, комментируя катастрофу "Протон-М", заявил, что "единственный способ борьбы с аварийностью - последовательное выполнение уже принятых решений по реформе ракетно-космической промышленности". Об этом чиновник написал в своем Twitter.

Представитель Минкомсвязи сообщила РБК, что падение ракеты "откладывает перспективные планы ведомства по обновлению и развитию гражданской группировки спутников связи, но не влияет на оказание услуг сегодня".

2 июля 2013г. произошло падение РН "Протон-М" с тремя спутниками ГЛОНАСС, ракета рухнула спустя 17 секунд после старта с космодрома Байконур, катастрофа транслировалась в прямом эфире российского телевидения.

По факту аварии было возбуждено дело по ч.1 ст.216 УК РФ (нарушение правил безопасности при ведении работ). Ущерб от аварии оценен почти в 4 млрд руб. Запуски ракеты "Протон-М" возобновились в конце сентября после трехмесячного перерыва.

Артем Филипенок, Ася Сотникова

Pro
«Система не менялась с 70-х». Чем обернулось корейское экономическое чудо
Pro
ФНС может отказать в возврате средств: 5 сложных ситуаций в работе с ЕНС
Pro
Почему 20% бизнесменов психопаты и как работать под их руководством
Pro
«Привяжите» оппонента: как добиться желаемого в переговорах — 10 советов
Pro
Богатые россияне выбирают личные фонды и закрытые ПИФы. Что меняется
Pro
Как Intel и Nvidia пытаются работать в КНР в условиях санкций
Pro
Субсидиарная ответственность за штраф от ФНС: как оправдаться директору
Pro
«Эталон» удвоил продажи. Что будет с его акциями и ждать ли дивидендов