Общество, 16 июн 2014, 01:24

Совет крупных потребителей

Читать в полной версии
Фото: Екатерина Кузьмина/РБК

У частных железнодорожных операторов и вагоностроителей появилась возможность ужесточить контроль над РЖД. В состав совета потребителей при монополии вошли представители крупнейших игроков рынка. Чиновники обещают, что их мнение будет учитываться государством.

Вчера состоялось первое заседание совета потребителей при РЖД, призванного ужесточить контроль над монополией, рассказал РБК представитель «открытого правительства». Следить за РЖД совет из 16 человек будет по четырем направлениям: инвестпрограмма, тарифы, контроль над публичной деятельностью компании и раскрытие информации. Возглавил совет гендиректор крупнейшего частного оператора в России Globaltrans Сергей Мальцев, его заместителем стал председатель Союза пассажиров Кирилл Янков.

Мальцев возглавляет некоммерческое партнерство «Совет операторов железнодорожного транспорта», входит в экспертный совет при правительстве, где активно лоббирует интересы участников рынка. Янков, в свою очередь, выступает как независимый эксперт. «Я не аффилирован с РЖД и никакими структурами вообще», — признается он. По его мнению, совет должен проводить независимый аудит инвестпроектов РЖД, а оценка и мнение потребителей должны учитываться как РЖД, так и Минтрансом в обязательном порядке.

Представителем совета в Федеральной службе по тарифам назначен председатель совета директоров Объединенной вагонной компании (ОВК, входит в группу ИСТ Александра Несиса) Николай Добринов. Его задача — контролировать тарифы монополии. Критиковать качество услуг РЖД будут три профильных комитета совета. За грузоперевозки будет отвечать советник гендиректора «Северстали» Сергей Нарышкин, интересы пассажиров представит сопредседатель союза потребителей России Антон Недзвецкий. Следить за подвижным составом будет профильный комитет во главе с вице-президентом некоммерческой организации производителей железнодорожной техники Сергей Калетин. Совет потребителей планирует добиваться публичного раскрытия информации о деятельности РЖД. Возглавлять это направление работы совета призвана глава некоммерческого партнерства операторов Ольга Лукьянова.

В этом году совет планирует посчитать эффективность инвестпрограммы РЖД, провести мониторинг тарифов монополии, а также согласовать план технологического и ценового аудита крупных инвестпроектов, таких как модернизация БАМа и Транссиба. Члены совета будут иметь доступ к проектам инвестпрограмм и внутренним документам монополии, не все из которых публичны, говорит источник, близкий к совету. Деятельность совета регулируется регламентом, утвержденным правительственной комиссией при вице-премьере Аркадии Дворковиче.

В конце мая правительственная комиссия по транспорту во главе с вице-премьером Аркадием Дворковичем одобрила создание советов потребителей при транспортных монополиях — РЖД, Росморпорте и Гос­корпорации по организации воздушного движения (ОрВД), а также утвердила составы этих советов. Мнения экспертов будут учитываться при установлении тарифов монополий, формировании инвестпрограммы, рассмотрении технологического и ценового ауди­та, говорил РБК министр по делам «открытого правительства» Михаил Абызов. Свой план действий на 2014 год советы должны представить в правительство до 20 июня, следует из протокола комиссии (есть в распоряжении РБК).

Совет потребителей Росморпорта возглавляет заместитель генерального директора «Базового элемента» Вадим Гераскин, а ОрВД — сопредседатель «Деловой России» Сергей Недорослев. Менеджеры говорили РБК, что они планируют повысить эффективность инвестпрограмм компаний, следить за прозрачностью их работы, а также за уровнем тарифов.

В РЖД «готовы работать с каждым, кто прежде всего готов представлять интересы всех потребителей, а не преследует узкие корпоративные цели», сказал представитель монополии. В ОрВД о создании совета потребителей не знают и ситуацию не комментируют. Представитель Росморпорта на запрос РБК не ответил.

Правительство планирует создать советы потребителей и для «Газпрома», Холдинга МРСК, «Транснефти», «Почты России», «Ростелекома», а также их дочерних и зависимых обществ, следует из «дорожной карты» проекта.

Разработать механизм контроля над инвестпрограммами естественных монополий президент Владимир Путин поручал в мае 2013 года на встрече с предпринимателями, когда владелец «Базэла» Олег Дерипаска пожаловался главе государства, что деньги монополий расходуются неэффективно. В результате правительство одобрило заморозку тарифов естественных монополий на 2014 год, а со следующего года намерено индексировать тарифы на уровень инфляции. Согласно апрельскому прогнозу Минэкономразвития, ее уровень в 2015 году составит 5%.

Pro
Счет заблокирован из-за подозрительной сделки на криптобирже. Что делать
Pro
10 компаний с перспективами роста во втором кварталe — выбор Bloomberg
Pro
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным
Pro
Ждет ли мир второй «пузырь доткомов». Как на экономике скажется крах ИИ
Pro
Бизнес все больше полагается на ИИ в вопросах найма. Чем заменяют эйчаров
Pro
Банки Китая отказываются принимать платежи из России. Что будет с рублем
Pro
Ваш партнер — фигурант уголовного дела. Когда вам грозит арест имущества
Pro
«Это лишь пропаганда США». Джеффри Сакс — о кризисе в экономике КНР