Общество, 16 июл 2008, 18:36

В России растет спрос на холодный воздух

Объем российского рынка климатотехники, по разным данным, составляет 1,1-1,3 млрд долларов. Хотя кондиционерами оснащено не более 1% жилого фонда страны, Россия обосновалась на 5-м месте по их продажам в Европе следом за Италией, Испанией, Францией и Великобританией.
Читать в полной версии

"Мы оцениваем годовые темпы роста рынка на уровне 20-30%", – говорит в эфире РБК-ТВ в программе "Сфера интересов" глава представительства Daikin Europe N.V. в России Наталья Шестакова. Но нельзя забывать, что торговле кондиционерами в высшей степени свойственна сезонность. Так, никакого роста рынка не наблюдали эксперты в 2003г. по причине рекордно холодного лета (даже на юге продажи сократились на 45%).

"Существует 2 типа регионов, где фиксируется наибольший спрос на кондиционеры, – продолжает разговор об особенностях "торговли воздухом" главный специалист маркетингового планирования рынка климатического оборудования Валентин Волощенко. – Это либо юг России, где сам климат обязывает, либо это экономически развитые регионы – практически все крупные города. Значительную долю занимает Москва". По данным аналитиков, в Москве кондиционерами оснащено около 3% жилого фонда.

Если говорить о системах бытового кондиционирования и сплит-системах, лидерами продаж в штучном выражении долгие годы являются одни и те же зонтичные бренды – Samsung (Корея), Panasonic и Daikin (Япония).

"15 крупнейших мировых производителей занимают порядка 90-95% рынка бытовых кондиционеров, – отмечает Н.Шестакова. – Элитный сегмент рынка представлен, прежде всего, японскими кондиционерами: помимо Daikin, это Panasonic, Toshiba, Mitsubishi Electric и Mitsubishi Heavy, которые являются 2 разными брендами и др. В среднем ценовом сегменте в основном выступают корейские производители: LG и Samsung, затем следует бюджетная серия, представленная китайской продукцией".

Причем кондиционеры Поднебесной являются серьезным вызовом для рынка: китайские компании смогли увеличить свою долю с 5% в 2001г. до 27% в 2003г. В этом же сегменте работают несколько отечественных компаний по производству бытовых кондиционеров: Rolsen, "Энергия-Климат", МВ. Хотя российскими их можно назвать лишь условно, так как производство ведется на основе готовых блоков, чаще всего опять же китайских или сингапурских.

"Хороший кондиционер – это тот, которого не видно и не слышно, – определяет Н.Шестакова. – Хороший кондиционер вы можете легко приобрести по цене от 10 тысяч рублей, а в сезон бывают и более низкие цены". Также в сезон, помимо промоакций, бывают и длительные очереди на установку кондиционера (порой 2-3 недели).

Но если российский производитель почти не представлен на рынке бытовых кондиционеров, на рынке промышленных систем центрального кондиционирования (ЦК) он занимает 45-50%. Причем темпы роста в этом сегменте оцениваются много выше, чем в сегменте бытовом – 30-40% в год. Они обусловлены как спросом со стороны новых производств, так и необходимостью модернизации старых систем ЦК, на долю которых приходится около 80% всех систем ЦК страны. Преимуществом этого "большого" рынка является то, что он не связан с капризами погоды, ведь заказчиками здесь выступают склады, хранилища, машиностроительные заводы, гостиничные комплексы, рестораны и т.д.

Вышеназванный дисбаланс в отрасли подчеркивает особенности унаследованной от СССР структуры экономики. Производство систем ЦК в 60-70-е гг. в СССР было на высоте (вспомнить хотя бы Ленинградскую академию холода). А вот для разработки бытовых систем кондиционирования в СССР просто не было времени.

Напомним, на рынке систем ЦК до сих пор работает московское предприятие "ВЕЗА", "ДоКон" (Домодедовский завод кондиционеров), Московский вентиляторный завод (МОВЕН), ОАО "Воздухотехника", "ЛотВентСервис", "Инновент", "Инженерное оборудование" и др.

Рынок промышленных систем кондиционирования, по данным журнала "Оборудование", составляет около 30% рынка бытовых и полупромышленных кондиционеров, то есть 330-390 млн долларов.

Pro
Эра кидфлюенсинга: как родители зарабатывают на собственных детях
Pro
Как устроен ChatGPT — британский программист раскрывает тайны ИИ
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
Как найти клиентов за рубежом и получать до $120 в час — взгляд айтишника
Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist
Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения
Pro
Гайд по этикеткам: как выбирать продукты с умом
Pro
Как в разных странах решается проблема дефицита водителей-дальнобойщиков