Застройка в Хитроу
Россиянам, вылетающим в Лондон, в будущем, возможно, придется забыть о Хитроу. Мэр британской столицы предложил сровнять британский аэропорт с землей и построить на его месте новый район на 250 тыс. человек. Удовлетворить потребности в воздушном сообщении сможет новый мегахаб на четыре взлетно-посадочные полосы (ВПП), который лондонский мэр предложил строить с нуля в устье Темзы.
Хитроу, обслуживший в прошлом году 69,9 млн пассажиров, работает на пределе возможностей двух существующих взлетно-посадочных полос. Гатвик и Станстед исчерпают пропускную способность к 2025 году, ожидают эксперты. Виноваты в надвигающихся проблемах министры, которые последние 40 лет «сидели как сосиски» и ничего не делали, уверен эксцентричный мэр Лондона Борис Джонсон.
Развивать Хитроу не позволяет местное население. Две трети жителей западных районов города, прилегающих к аэропорту, испугавшись еще большего шума и ущерба экологии от самолетов, в мае проголосовали против строительства третьей ВПП, напомнил мэр города. Чтобы предотвратить кризис в самом загруженном аэропорту мира, Борис Джонсон предложил правительству страны выкупить Хитроу у его нынешних владельцев за 15 млрд фунтов (22 млрд долл.) и на 1220 га земли, занимаемых авиаузлом, построить 100 тыс. новых домов.
Вместо перегруженного Хитроу лондонский мэр предложил построить новый мегахаб с четырьмя ВПП в устье Темзы, к востоку от Лондона. Это создаст 375 тыс. новых рабочих мест и увеличит британский ВВП на 742 млрд фунтов. Кроме того, новый аэропорт вместе с недавно открытым на другом берегу глубоководным портом London Gateway позволит создать в Великобритании «логистический кластер будущего», расхваливал мэр свое предложение. Добраться из нового аэропорта в центр Лондона можно будет меньше чем за полчаса.
МосквА — Берлин
Проблемы с нехваткой пропускной способности аэропортов испытывает и Москва. По оценкам консультантов, первым ограничителем роста пропускной способности станет невозможность развития терминальной инфраструктуры к 2017 году в 83,9 млн пассажиров в год во всех терминалах Москвы. Другое препятствие, с которым столкнутся в этом же году аэропорты, — отсутствие автомобильных и железнодорожных путей. Их предел — 86,1 млн пассажиров в год. Но закрывать или переносить аэропорты из Москвы никто не решился. Наоборот, было решено помимо Шереметьево, Внуково и Домодедово включить в московский авиационный узел четвертый аэропорт, способный обслужить до 25 млн пассажиров.
В 2003 году проект переноса аэропорта, подобный лондонскому, разработали в Берлине, где было решено объединить три аэропорта (закрыв при этом два) и построить единый Berlin Brandenburg International — BBI, способный обслужить 22 млн пассажиров в год (а после дополнительного расширения — 40 млн пассажиров). С момента начала строительства, когда проект оценивался в 2 млрд евро, смета выросла до 4 млрд евро.
У предложения Бориса Джонсона немало недостатков, отмечают эксперты. По самым скромным подсчетам архитектора Нормана Фостера, разрабатывающего проект хаба в устье Темзы, инициатива обойдется в 23 млрд фунтов. Новый аэропорт потребует помощи от государства в 10 млрд фунтов в дополнение к расходам на строительство в 43,5 млрд фунтов, подсчитала в январе консалтинговая компания Oxera. Завершить строительство нового авиаузла удастся лишь к 2034 году. Впрочем, в качестве альтернативы своему масштабному плану Борис Джонсон предложил расширить аэропорт Станстед с уже имеющейся инфраструктурой.
«Аэропорт в устье Темзы непозволительно дорог, а его воплощение займет слишком много времени. В Хитроу же уже вложены миллиарды фунтов, инфраструктура там — одна из лучших в мире. Развивать уже существующее намного проще, чем создавать аэропорт с нуля», — сказал РБК daily глава Wheeldon Strategy Advisors Говард Уилдон. По его мнению, третью ВПП можно построить, удалив два огромных резервуара к востоку от аэропорта, которые использовались в прошлом для осушения земель, на которых построен Хитроу. Этот вариант будет среди предложений, которые владелец аэропорта Heathrow Airport Holdings до конца недели отправит в независимую комиссию по решению проблем лондонского авиаузла. Этот же орган будет рассматривать и альтернативы от Бориса Джонсона. Окончательное решение будет принято только в 2015 году.