Общество, 16 авг 2013, 01:04

Мы любим акции Робинзона Крузо

Читать в полной версии
Фото: Handelsblatt

В течение долгого времени Европа сохраняла имидж кризисного региона, бесперспективного для выгодных инвестиций. Инвестиционный директор Goldman Sachs Asset Management ЭДВАРД ПЕРКИН придерживается другого мнения. В интервью HANDELSBLATT он утверждает, что Европа стоит на пороге выздоровления и пришло время инвестировать в европей­ские акции.

— Г-н Перкин, вы делаете ставку на выздоровление развитых стран, в особенности европейских. Почему?

— Европа имеет наилучшие шансы. Конъюнктура здесь постоянно крепнет. В то же время цены на европейские акции сейчас крайне выгодны. Соотношение стоимости акций к прибыли в регионе сейчас на 10% ниже среднего исторического уровня. При этом прибыль компаний пока еще почти на 40% ниже преж­них пиковых показателей.

— Европа по-прежнему переживает рецессию. Откуда у вас такой оптимизм?

— В этом году сокращение экономики зоны евро пока еще продолжится. Но вполне вероятно, что в будущем году мы снова увидим рост на уровне 1%. Это не какой-то особенно смелый прогноз, а существующий на рынке консенсус. И хотя цифра 1% звучит не особенно впечатляюще, это гигантское улучшение, поворотный момент.

— Многие инвесторы придерживаются другого мнения. В этом плане вы стоите в известной степени особняком.

— Вначале мы с нашим мнением были действительно в одиночестве. Но на прошлой неделе многие банки скорректировали свои оценки в отношении Европы в сторону повышения: JP Morgan, UBS и только что Credit Suisse. Однако вы правы, что восприятие зоны евро по-прежнему остается очень негативным. И это для меня хороший знак. Потому что для нас это означает, что многие инвесторы пока не осознали, каким потенциалом она располагает.

— Вы считаете, кризис евро уже преодолен?

— Я не хотел бы создавать впечатление, что решены все проблемы зоны евро. Это не так. С другой стороны, нельзя не видеть положительных сдвигов во многих сферах. Например, в Испании заметно снизились затраты на оплату труда в расчете на единицу продукции. Таким образом, производить там снова становится выгодно. Некоторые компании переводят свое производство из Латинской Америки в Испанию.

— Какие государства Европы имеют лучшие шансы?

— Недавно мы увеличили свои вложения в Испании и Италии. Сильнее всего мы увеличили их во Франции, а больше всего сократили в Германии.

— Но ведь Франция считается следующим кандидатом в жертвы кризиса. В Германии же все сравнительно в порядке. Почему же вы оцениваете ситуацию прямо противоположным образом?

— То, что в Германии все хорошо, известно каждому. Мы же предпочитаем инвестировать антициклично.

— Вы инвестируете сейчас по максимуму?

— Почти. Сохраняем минимальный объем наличности.

— Кого вы считаете фаворитами?

— Компании в сферах автомобилестроения, промышленности, химии и банки.

— Это же все те отрасли, которые в ходе кризиса считались рисковыми.

— Мы ищем те акции, которые недооценены. При этом надо быть готовым к тому, что объектом поиска является гадкий утенок, который может превратиться в прекрасного лебедя. Впрочем, несмотря ни на что, мы следим за качеством — компания должна иметь чистый баланс или надежный менеджмент. В банковском секторе мы отдаем предпочтение институтам с высокой достаточностью капитала и сильным розничным бизнесом. Банки, которые придерживаются корней финансовой отрасли, выйдут из кризиса еще более сильными.

— Что должно быть в акции той или иной компании, чтобы она вам понравилась?

— Мы любим «акции Робинзона Крузо». Так мы называем акции, по поводу которых не придется переживать, если даже в результате кораблекрушения ты вдруг окажешься на необитаемом острове. То есть те акции, которые можно купить и спокойно отложить в сторону. Сюда относятся компании, имеющие большую историю, надежную бизнес-модель или доминирующее положение на рынке.

— Каким образом вы выбираете акции?

— Из 100 акций, которые мы начинаем рассматривать, предварительный отбор проходят всего десять. Затем мы снова просеиваем эту первую десятку.

— Как это происходит?

— Наша команда экспертов насчитывает 90 человек, которые работают в разных странах мира. Важно, что мы находимся в постоянном контакте. В конце концов ведь и компании имеют глобальную структуру. Бывает, что штаб-квартира концерна расположена в Европе, производство организовано в Китае, а рынком сбыта являются США. В таком случае нам требуется экспертная оценка наших аналитиков из каждого из этих регионов.

— Имеет ли анализ дейст­вительно такое уж большое значение? Похоже, что в настоящее время инвесторам в первую очередь нужно следить за тем, что предпринимают центробанки.

— Да, центробанки — фактор важный, но он работает наряду с другими. В долгосрочной же перспективе решающую роль играют фундаментальные показатели компаний, в которые мы инвестируем.

— В состоянии ли повышение процентных ставок прекратить праздник на рынках акций?

— Мы еще крайне далеки от того момента, когда ставки будут увеличены. Пока мы говорим даже не об отказе от «количественного смягчения», а лишь о снижении темпов скупки облигаций ФРС.

— Но даже это привело к резким скачкам на рынках.

— Рынки имеют тенденцию перевозбуждаться. Они склонны предвосхищать то, что еще не наступило.

— В чем вы видите самые большие риски для финансовых рынков?

— Трудно сказать. Самую большую опасность представляет то, о чем мы пока еще и не подозреваем. Известны риски, связанные с замедлением экономического роста в развивающихся странах. Особенно сильно это может ударить по ориентированной на экспорт Германии.

— Неужели с развивающимися странами связано больше рисков, чем с кризисом в зоне евро?

— В любом случае сейчас рынки уделяют замедлившемуся росту в развивающихся странам больше внимания. Впрочем, проблема высокой задолженности правительств в странах Европы и других развитых государствах наверняка будет занимать нас еще долго. Решать ее придется в течение многих лет. Однако прежний ужас европейский кризис уже не внушает.

— Будет ли евро существовать через пять лет в своем нынешнем виде?

— Имеет место неимоверно сильная политическая воля, направленная на сохранение евро. Этот факт нельзя недооценивать.

Pro
Черный закат. Почему западные компании массово покидают Африку
Pro
Чудо Сингапура. Как за полвека сделать страну одной из богатейших в мире
Pro
Почему 20% бизнесменов психопаты и как работать под их руководством
Pro
Ленивые и богатые: как зумеры становятся самым зажиточным поколением
Pro
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным
Pro
Как с помощью ИИ вдвое увеличить выручку: примеры скриптов для сейлзов
Pro
Какими активами вы реально владеете: 5 ошибок инвентаризации
Pro
Как рестораны автоматизируют бизнес: шесть актуальных направлений