Общество, 16 авг 2013, 01:04

Минюст позаботится о маньяках

Читать в полной версии
Фото: ИТАР-ТАСС

Маньяки-убийцы, террористы и другие особо опасные преступники вскоре смогут избежать максимального наказания. Спорный законопроект о введении особого порядка судопроизводства для проходящих по особо тяжким преступлениям разработан по указанию министра юстиции Александра Коновалова. Это облегчит работу следователей, задача которых сведется к выбиванию признания из подозреваемых.

Александр Коновалов работает главным юристом страны с 2008 года. О его близости с нынешним премьер-министром Дмитрием Медведевым известно давно, и когда тот в 2008 году занял президентский пост, должность главы Минюста предложил своему другу. Сегодня Коновалов — по сути, единственный действующий министр из «медведевского призыва». При Медведеве-президенте Минюст разрабатывал в основном законопроекты либерального толка — запрет на досудебный арест предпринимателей, возбуждение уголовных дел о налоговых преступлениях по материалам ИФНС, а не оперативников МВД, и многие другие. Минюст был своего рода защитником предпринимателей от произвола силовиков.

Недавно правительством в Госдуму был внесен законопроект, который расширяет сферу применения особого порядка судопроизводства на большинство статей УК. Особый порядок — это упрощенная процедура, в ходе которой приговор подсудимому выносится за одно заседание. Суд не исследуетv доказательства, собранные следствием, не приглашает свидетелей и экспертов. Подсудимый, в свою очередь, во всем соглашается со след­ствием и прокуратурой. За это ему полагается более мягкий приговор — не более 2/3 предусмотренного по инкриминируемой статье максимального срока.

В Белом доме рассказали, что законопроект разработан Министерством юстиции. Его цель, как следует из пояснительной записки, — это экономия бюджетных средств (к примеру, недешево обходится вызов в суд иногородних участников уголовного судопроизводства) и «значительное сокращение сроков рассмотрения уголовных дел судами». Источник РБК daily в Минюсте пояснил, что законопроект разработан по поручению главы министерства Александра Коновалова.

Сегодня обвиняемый может попросить особый порядок для себя, если совершил преступление, наказание за которое не превышает десяти лет лишения свободы. Законопроектом предлагается применять особый порядок к тем, кому грозит срок до 15 лет. К тем, кому вменяются статьи об убийстве, захвате заложника, бандитизме, организации преступного сообщества, угоне самолета и диверсии на предприятиях, особый порядок разрешено применять «только в случае, если с обвиняемым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве».

«То есть разработчики закона практически вынуждают убийц и террористов сотрудничать со следствием», — поясняет гендиректор юридической компании ICN Максим Смирнов. По его словам, документ написан как по заказу следователей, поскольку после его принятия им не понадобится собирать доказательства, достаточно будет «убедить» подозреваемого признать вину.

Особый порядок был введен в 2009 году и значительно облегчил работу следствия. «Если раньше им нужно было «колоть» подозреваемых, искать доказательства их вины, проводить множество сложных экспертиз, то теперь при поимке преступной группы их задачей становится ждать, кто из них первым разговорится и сдаст своих подельников. Тогда дело в отношении такого преступника выделяется в отдельное производство и его расследование идет особняком», — говорит Максим Смирнов.

По такой схеме было построено громкое дело «Кировлеса». Приговор кандидату в мэры Москвы Алексею Навальному и предпринимателю Петру Офицерову выносили на основании показаний ранее осужденного «в особом порядке» экс-гендиректора «Кировлеса» Вячеслава Опалева, который за сотрудничество со следствием получил условный срок.

Сегодня около половины всех уголовных дел в стране проходит по особому порядку. После принятия законопроекта число таких дел, по оценкам юристов, может вырасти до 80—90%.

Позаботились в Минюсте и о маньяках-одиночках. Законопроектом предлагается не наделять преимуществом особо опасных преступников, действовавших в составе банды, поскольку они могут сдать своих подельников, а одиночки — нет. Предлагается заключать досудебные соглашения с такими обвиняемыми на равных правах.

Этот законопроект подтверждает, что в России царицей доказательств является признание вины человеком, считает руководитель правового отдела фонда «Общественный вердикт», специализирующегося на юридической поддержке несправедливо обвиненных граждан, Елена Першакова. «Есть немало примеров, где потерпевшими признаны люди, к которым применяли пытки с целью получения признательных показаний. Предлагаемые изменения исключают исследование глубины виновности», — считает эксперт.

Экс-замначальника правового департамента МВД Иван Соловьев, напротив, считает такой законопроект полезным. По его словам, особый порядок показал себя с положительной стороны как в плане раскрытия многих тяжких преступлений, так и в деле экономии уголовной репрессии, государственных средств и времени.

Pro
Как внешние стимулы и гормоны влияют на наши решения — Роберт Сапольски
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
«Рынок США высасывает деньги». Почему западные экономисты бьют тревогу
Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
Как охотятся кадровые браконьеры: 11 методов агрессивного хантинга
Pro
Чтобы агроном получал больше айтишника: как решают вопрос кадров в селе