Общество, 16 авг 2013, 01:05

Москва заработает на такси

Читать в полной версии
Фото: ИТАР-ТАСС

И.о. вице-мэра Наталья Сергунина рассчитывает, что компания «Мостакси», созданная при участии города в прошлом году, увеличит свою долю на рынке до 5%. А пока городское такси должно задать новые стандарты обслуживания, на которые будут ориентироваться другие перевозчики: бесплатный Wi-Fi, детское кресло и др. Участники рынка говорят, что им такие опции не по карману.

ОАО «Мостакси» было создано в 2012 году «в рамках реализации мер по развитию таксомоторной отрасли в Москве». Учредителями выступили два фонда со 100-процентным участием города — «Смешанные инвестиции» и Центр межотраслевых инвестиций. По директиве департамента городского имущества они инвестировали свои средства в создание компании, поясняет г-жа Сергунина. Всего, по ее словам, в «Мостакси» вложили 200 млн руб. — эти средства пошли на закупку автомобилей, аренду помещений и создание учебного центра для водителей.

В настоящее время автопарк компании насчитывает 320 автомобилей комфорт-класса «Форд» и бизнес-класса «Мерседес». По словам гендиректора «Мостакси» Дмитрия Ковтуна, доля «Мерседесов» пока составляет 10% об общего числа автомобилей. В перспективе ее планируется увеличить до 30%, поскольку спрос на них в Москве находится на высоком уровне. Также в 2014 году компания планирует закупить у «Автофрамоса» несколько электромобилей «Рено» для «зеленых» пассажиров и снижения нагрузки на экологию города.

По словам Натальи Сергуниной, их использование ограничено отсутствием соответствующей инфраструктуры, но для поездок по фиксированным маршрутам (город — аэропорт или метро — вокзал) они вполне подходят. До конца 2013 года парк «Мостакси» должен вырасти до 1 тыс. автомобилей, в 2014‑м — до 2,5 тыс., в 2015 году — до 5 тыс. По данным департамента транспорта, общее число легальных такси в Москве к этому сроку составит 50 тыс., это значит, что доля перевозчика достигнет 5%. «У нас нет задачи заполонить рынок и сделать монополию», — уверяет г-жа Сергунина. Цель создания «Мостакси» — поддержать отрасль в период перехода от нелегального рынка к легальному и задать новые стандарты обслуживания пассажиров.

По словам Дмитрия Ковтуна, во всех автомобилях компании, независимо от класса, пассажир может получить планшетник, воспользоваться Wi-Fi и детским креслом, оплатить поездку банковской картой. «Водителей «Мерседесов» мы также учим открывать дверь клиентам», — говорит он. Тарифы «Мостакси» стартуют с 340 руб. за 20 мин. поездки на «Форде» (фиксированный тариф из любой точки города до аэропорта — 1200 руб.). Машины готовы работать «от борта» и ждать клиентов в центре города (например, после спектакля или ужина в ресторане). Размер инвестиций, запланированных на 2014—2015 годы, г-н Ковтун не называет, ссылаясь на изменение условий лизинга и цен на автомобили, но признает, что дальнейшее развитие планируется за счет учредителей. Наталья Сергунина, в свою очередь, сообщила, что «утвержден трехлетний бизнес-план с возможностью корректировки тарифов».

В ближайших планах «Мостакси» получение желтых номеров. Сергей Собянин в четверг заявил, что с 1 сентября их обладатели получат возможность пользоваться выделенными полосами. И.о. главы департамента транспорта Максим Ликсутов уточняет, что одних желтых номеров для выезда на выделенку перевозчикам недостаточно. Нужен еще таксометр, соединенный с системой ГЛОНАСС, но у «Мостакси» такие уже есть.

Участники рынка говорят, что «Мостакси» находится в более выгодных экономических условиях. «Компания дотируется городом, и это смущает», — признает гендиректор ОАО «Новое желтое такси» Феликс Маргарян. Его компания не может позволить себе покупку электромобилей: они существенно дороже и по цене, и в обслуживании. Да и средний пробег такси — 200—300 км в день — для них слишком велик. «Это непозволительная роскошь. Даже Европа отказывается от электромобилей в качестве такси», — говорит г-н Маргарян. Он надеется, что после 2015 года город перестанет через свои структуры дотировать «Мостакси» и все перевозчики будут работать в равных условиях.

Свободная торговля с Индонезией. Что это значит для бизнеса в России
Приемы ФБР и Гарварда: чему можно научиться у лучших переговорщиков мира
«Сетевой каннибализм». К чему может привести шринкфляция в России
«Это лишь начало»: как роботакси изменят навсегда экономику городов
Ремонт вместо ипотеки: как меняются запросы потребителей
Gucci и Miu Miu из портовых запасов: какой люкс везут из Китая в Россию
Топ-50 быстрорастущих компаний. Рейтинг РБК
Почему искусственный интеллект принес в HR одни разочарования