Госдума может запретить пить пиво на улице
Ранее пиво не считалось алкогольным напитком, его можно было рекламировать и продавать почти без ограничений. Однако в 2004 году были разработаны посвященные пиву поправки в федеральный закон о рекламе и законопроект "Об ограничениях розничной продажи пива". Эти поправки вступили в силу 5 сентября и привели к сокращению объемов рекламы пива на телевидении в 2,5 раза.
Доработанный законопроект, по словам советника аппарата Комитета по экономполитике Евгения Никитухина, будет рассмотрен комитетом 23 сентября. "Возможно, с некоторыми поправками, но он будет принят", — заявил Никитухин. А спустя еще 2-3 недели, после обсуждения в комитете, он поступит на второе чтение в Думу.
Согласно маркетинговым исследованиям, 15% городского населения в России в возрасте после 16 лет пьют пиво в общественных местах. Именно этот факт так встревожил думских чиновников, ратующих за нравственность и культуру.
"Мы не ставим главной целью закона, чтобы люди стали меньше пить. Да пусть хоть обопьются! Речь идет о нравственности и культуре, о детях, которые в транспорте смотрят, как придурки пьют пиво", - говорит советник аппарата комитета по экономполитке Думы Евгений Никитухин, соглашаясь с тем, что для прохождения закона необходимо преодолеть противодействие пивной отрасли.
Пивовары, в свою очередь, считают себя жертвой целенаправленной атаки со стороны водочного лобби. Директор по маркетингу компании "Балтика" Андрей Рукавишников называет происходящее "охотой на ведьм" и говорит, что на деле идет подмена антиалкогольной кампании антипивной. "Такое крупномасштабное наступление на пиво в первую очередь выгодно основным конкурентам этой продукции, то есть крепкого алкоголя и алкогольных суррогатов. Их производители никак не могут смириться с ростом популярности пива у россиян и падением собственных доходов", - заявил Рукавишников Би-би-си.
Он считает, что выиграют от этого производители водки и крепких напитков и контролирующие органы - от торговых до правоохранительных. Первые - потому что получат выигрыш от ограничений на продажу пива, а вторые - потому что появляется повод нажиться на тех, кто тотальные ограничения не выполняет.
"Эти поправки не по теме закона, - негодует глава Союза российских пивоваров Вячеслав Мамонтов, - изначально речь шла об ограничении продажи пива несовершеннолетним, и мы эту инициативу полностью поддерживали". Попытку ограничить употребление пива в общественных местах Мамонтов назвал "очередной репрессией в отношении пивной отрасли". Пивовары считают, что надо развивать сферу общественного питания, а не запрещать пить пиво на улице.
По мнению специалистов пресс-центра пивоваренного завода "Патра", в цивилизованных государствах у граждан есть альтернатива распитию спиртного на улицах – множество кафе и баров, посидеть в которых могут позволить себе представители всех слоев общества, от самых бедных до самых богатых. В России же этого пока нет. Питейных заведений мало, а их ценовая политика устраивает далеко не всех граждан. Необходимо развивать сеть доступных кафе, тогда желание пить на улице или в транспорте у людей отпадет само собой, а пивные производители автоматически переориентируются на поставки своей продукции в крупные магазины и кафе.
По статистике, пива в России стали пить больше. Пивовары утверждают, что увеличение потребления пива привело к снижению потребления водки, однако чиновники из Думы им не верят. Цифры говорят, что пиво употребляют 60% россиян, водку – столько же. Сегодня на душу населения приходится 51 литр хмельного напитка в год. Это существенно меньше, чем в таких странах, как Чехия, Германия или Британия, но гораздо больше, чем в советские времена, что вполне объяснимо развитием рынка.
По данным Госкомстата России с 2000 года объемы производства водки и ликероводочных изделий росли на 4-5% в год. Правда, в первом полугодии прошлого года объемы производства снизились почти на 1,5% и продолжили снижаться и в этом году. Происходит это впервые за последние пять лет.
Пивовары и виноторговцы говорят, что в России происходит обычное перераспределение рынка от крепких напитков к слабоалкогольным. Но Национальная алкогольная ассоциация России еще в прошлом году утверждала, что вслед за ростом акцизного давления снижалось лишь легальное производство водки, а общее потребление, благодаря подпольному производству, не изменилось.
Пивная отрасль России - одна из наиболее бурно развивающихся и прозрачных, не в последнюю очередь потому, что львиная доля рынка принадлежит иностранным компаниям. Водочную индустрию аналитики считают, напротив, одной из самых криминальных и "темных".
Полтора месяца назад российское пивоварение уже пережило один удар - поправки к закону о рекламе, направленные против рекламы пива. В результате реклама пива на телевидении сократилась в 2,5 раза.
По оценкам экспертов, принятие нового закона может обойтись пивной отрасли в 470 млн долл. в год. Другие аналитики полагают, что ограничения будут не столь ощутимыми. Как бы то ни было, Евгений Никитухин из думского комитета считает, что в борьбе за культуру и нравственность не страшно потерять и полмиллиарда долларов.
Основоположник закона ссылается на аналогичные акты в развитых странах мира. Однако в Германии ограничений на распитие пива нет. В США употребление любого алкоголя в общественных местах запрещено, хотя способ обходить этот закон есть, например всем известные бумажные пакеты. В Британии закона запрещения пить пиво в общественных местах нет вообще, хотя по новым мерам о борьбе с антисоциальным поведением, полиция может применять санкции в том случае, если пьющий угрожает общественному правопорядку.
В любом случае, если данный закон будет принят, это даст ещё один толчок для и так развитой в стране коррупции: любой уличный милиционер будет гоняться не за неуловимыми террористами, а за любителями попить пиво на природе.