Общество, 16 сен 2004, 08:07

Госдума может запретить пить пиво на улице

Ограничить употребление пива в общественных местах решили депутаты Российской Госдумы. Парламентарии готовят соответствующие поправки в закон "Об ограничениях розничной продажи пива". Новый законопроект должен запретить употребление пива "на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, а также в других общественных местах".
Читать в полной версии

Ранее пиво не считалось алкогольным напитком, его можно было рекламировать и продавать почти без ограничений. Однако в 2004 году были разработаны посвященные пиву поправки в федеральный закон о рекламе и законопроект "Об ограничениях розничной продажи пива". Эти поправки вступили в силу 5 сентября и привели к сокращению объемов рекламы пива на телевидении в 2,5 раза.

Доработанный законопроект, по словам советника аппарата Комитета по экономполитике Евгения Никитухина, будет рассмотрен комитетом 23 сентября. "Возможно, с некоторыми поправками, но он будет принят", — заявил Никитухин. А спустя еще 2-3 недели, после обсуждения в комитете, он поступит на второе чтение в Думу.

Согласно маркетинговым исследованиям, 15% городского населения в России в возрасте после 16 лет пьют пиво в общественных местах. Именно этот факт так встревожил думских чиновников, ратующих за нравственность и культуру.

"Мы не ставим главной целью закона, чтобы люди стали меньше пить. Да пусть хоть обопьются! Речь идет о нравственности и культуре, о детях, которые в транспорте смотрят, как придурки пьют пиво", - говорит советник аппарата комитета по экономполитке Думы Евгений Никитухин, соглашаясь с тем, что для прохождения закона необходимо преодолеть противодействие пивной отрасли.

Пивовары, в свою очередь, считают себя жертвой целенаправленной атаки со стороны водочного лобби. Директор по маркетингу компании "Балтика" Андрей Рукавишников называет происходящее "охотой на ведьм" и говорит, что на деле идет подмена антиалкогольной кампании антипивной. "Такое крупномасштабное наступление на пиво в первую очередь выгодно основным конкурентам этой продукции, то есть крепкого алкоголя и алкогольных суррогатов. Их производители никак не могут смириться с ростом популярности пива у россиян и падением собственных доходов", - заявил Рукавишников Би-би-си.

Он считает, что выиграют от этого производители водки и крепких напитков и контролирующие органы - от торговых до правоохранительных. Первые - потому что получат выигрыш от ограничений на продажу пива, а вторые - потому что появляется повод нажиться на тех, кто тотальные ограничения не выполняет.

"Эти поправки не по теме закона, - негодует глава Союза российских пивоваров Вячеслав Мамонтов, - изначально речь шла об ограничении продажи пива несовершеннолетним, и мы эту инициативу полностью поддерживали". Попытку ограничить употребление пива в общественных местах Мамонтов назвал "очередной репрессией в отношении пивной отрасли". Пивовары считают, что надо развивать сферу общественного питания, а не запрещать пить пиво на улице.

По мнению специалистов пресс-центра пивоваренного завода "Патра", в цивилизованных государствах у граждан есть альтернатива распитию спиртного на улицах – множество кафе и баров, посидеть в которых могут позволить себе представители всех слоев общества, от самых бедных до самых богатых. В России же этого пока нет. Питейных заведений мало, а их ценовая политика устраивает далеко не всех граждан. Необходимо развивать сеть доступных кафе, тогда желание пить на улице или в транспорте у людей отпадет само собой, а пивные производители автоматически переориентируются на поставки своей продукции в крупные магазины и кафе.

По статистике, пива в России стали пить больше. Пивовары утверждают, что увеличение потребления пива привело к снижению потребления водки, однако чиновники из Думы им не верят. Цифры говорят, что пиво употребляют 60% россиян, водку – столько же. Сегодня на душу населения приходится 51 литр хмельного напитка в год. Это существенно меньше, чем в таких странах, как Чехия, Германия или Британия, но гораздо больше, чем в советские времена, что вполне объяснимо развитием рынка.

По данным Госкомстата России с 2000 года объемы производства водки и ликероводочных изделий росли на 4-5% в год. Правда, в первом полугодии прошлого года объемы производства снизились почти на 1,5% и продолжили снижаться и в этом году. Происходит это впервые за последние пять лет.

Пивовары и виноторговцы говорят, что в России происходит обычное перераспределение рынка от крепких напитков к слабоалкогольным. Но Национальная алкогольная ассоциация России еще в прошлом году утверждала, что вслед за ростом акцизного давления снижалось лишь легальное производство водки, а общее потребление, благодаря подпольному производству, не изменилось.

Пивная отрасль России - одна из наиболее бурно развивающихся и прозрачных, не в последнюю очередь потому, что львиная доля рынка принадлежит иностранным компаниям. Водочную индустрию аналитики считают, напротив, одной из самых криминальных и "темных".

Полтора месяца назад российское пивоварение уже пережило один удар - поправки к закону о рекламе, направленные против рекламы пива. В результате реклама пива на телевидении сократилась в 2,5 раза.

По оценкам экспертов, принятие нового закона может обойтись пивной отрасли в 470 млн долл. в год. Другие аналитики полагают, что ограничения будут не столь ощутимыми. Как бы то ни было, Евгений Никитухин из думского комитета считает, что в борьбе за культуру и нравственность не страшно потерять и полмиллиарда долларов.

Основоположник закона ссылается на аналогичные акты в развитых странах мира. Однако в Германии ограничений на распитие пива нет. В США употребление любого алкоголя в общественных местах запрещено, хотя способ обходить этот закон есть, например всем известные бумажные пакеты. В Британии закона запрещения пить пиво в общественных местах нет вообще, хотя по новым мерам о борьбе с антисоциальным поведением, полиция может применять санкции в том случае, если пьющий угрожает общественному правопорядку.

В любом случае, если данный закон будет принят, это даст ещё один толчок для и так развитой в стране коррупции: любой уличный милиционер будет гоняться не за неуловимыми террористами, а за любителями попить пиво на природе.

Pro
А когда вы меня повысите: о чем спрашивать работодателя на собеседовании
Pro
Почему обанкротился главный производитель аккумуляторов в Европе
Pro
Неочевидный Оман: где еще возможно россиянам открыть счета за рубежом
Pro
«Рынок США высасывает деньги». Почему западные экономисты бьют тревогу
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Нефть, газ и фосфаты: что значит смена власти в Сирии для рынков сырья
Pro
Крах бизнес-партнерств разбивает дружбу и семьи. Как его избежать
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент