Общество, 16 дек 2004, 11:11

Министр обороны призвал "прекратить дебилизацию" россиян

Резкая критика прозвучала сегодня в адрес политики Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ на заседании федерального правительства, где рассматривались основные направления развития массовой культуры.
Читать в полной версии

В частности, глава Минобороны Сергей Иванов, выступая на заседании, обратил внимание на содержание телевизионных программ и печатной продукции и призвал "прекратить дебилизацию" населения.

По его словам, на телевидении, в основном, "идет пошлятина типа "Аншлаг", хотя в настоящее время есть и позитивные сдвиги, так как стали показывать много интересных художественных фильмов, в том числе "в отношении вооруженных сил и отдельных их подразделений", которые могут привлечь молодежь.

С.Иванов также обратил внимание на "чернуху, которая заполнила книжные прилавки и библиотеки". Министр напомнил, что несколько недель назад двое военнослужащих покинули подмосковную часть с оружием, совершили ряд убийств, один из беглецов потом был застрелен сотрудниками правоохранительных органов, а второй - покончил жизнь самоубийством.

В ходе расследования, сообщил С.Иванов, были просмотрены книги, которые эти военнослужащие брали из библиотеки воинской части. Последняя книга называлась "Убить мента". "Вот они дочитали и пошли", - сказал С.Иванов. В связи с этим министр обороны дал приказ "посмотреть, что хранится в воинских библиотеках".

Его поддержал премьер-министр РФ Михаил Фрадков. "Позитива мало, а негатива навязываемого - много", - подчеркнул он. М.Фрадков отметил, что правительству необходимо проанализировать сложившуюся ситуацию. "Что это - провокация или недооценка нашего собственного сегодняшнего-завтрашнего положения?" - спросил председатель правительства. По его мнению, пропагандируемый негатив "уводит молодежь в сторону". "Это что же такое делается?" - возмутился премьер-министр.

Он потребовал от министра культуры и массовых коммуникаций Александра Соколова представить план патриотического воспитания молодежи России.

В свою очередь, А.Соколов отметил, что патриотическое воспитание, которое было 20 лет назад, не стоит проектировать на сегодняшнюю аудиторию. По его мнению, это объясняется тем, что молодежная политика, в том числе патриотическое воспитание, начинается с тех вопросов, которые молодые люди задают себе сами. Это вопросы не высокоинтеллекутальные, отметил министр, а именно: как живут родители, какая пенсия у бабушки и дедушки, где я буду работать после окончания института? По словам А.Соколова, необходимо задействовать СМИ в процессе патриотического воспитания молодежи. В частности, считает глава Минкультуры, в телевизионных сюжетах и печатных изданиях должен быть "задан позитив жизни, который реально существует".

На А.Соколова ополчился и глава МЧС Сергей Шойгу. Он вообще заявил, что подготовленный доклад министра культуры об основных направлениях государственной политики по развитию культуры и массовых коммуникаций в стране является положением о министерстве, а не концепцией развития отрасли. Критикуя документ, С.Шойгу заявил: "Это ваша работа, за которую вы получаете государево жалование".

Особенное недовольство С.Шойгу вызвали соображения А.Соколова о борьбе с пиратской продукцией и защите интеллектуальной собственности. Тема защиты интеллектуальной собственности "уже семь лет звучит" на заседаниях кабинета министров, возмущался министр. "Как мы защитили? Как была пачками на "Горбушке" контрафактная продукция, так и есть", - сказал он. С.Шойгу предложил правительству по пунктам определиться с тем, что необходимо сделать в данной сфере.

В ответ на критику А.Соколов отметил, что Минкультуры собирается представить на рассмотрение правительства в течение 2005г. 10 законопроектов, направленных на развитие культурной отрасли. Министерство прорабатывает вопрос о необходимости создания единой системы охраны культурного наследия страны, а также адресной государственной финансовой поддержки культурных учреждений.

И вообще, по словам А.Соколова, Минкультуры РФ выступает за изменение принципа финансирования отрасли. В настоящее время сохраняется принцип остаточного финансирования сферы культуры, который постепенно выльется в "принцип нищеты", подчеркнул министр. По его словам, сейчас среднемесячная начисленная заработная плата работников сферы культуры составляет всего 4 тыс. 180 руб., или 60% средней зарплаты по стране. По мнению министра, сохранение подобного принципа финансирования может привести к необратимым последствиям.

Однако, подчеркнул министр, развитие сферы культуры должно быть тесно увязано с задачами повышения уровня жизни граждан, борьбой с бедностью, преступностью и наркоманией, а также со смягчением социальной напряженности.

Однако С.Шойгу не унимался, заявив, что из доклада министра культуры он так и не понял, каковы же основные направления развития отрасли. "Где план и график принятия новых законов? Дайте их нам, мы будем их пихать", - заявил глава МЧС. Он подчеркнул, что правительству нужны не общие фразы и слова, а конкретные действия.

Глава МЧС сообщил, что необходимо определиться, сколько средств выделять и на какие направления. "Мы в конце концов правительство, а не филармония!" - заявил министр. В ответ премьер-министр Михаил Фрадков заявил С.Шойгу: "Хорошо, что консерваторией не обозвали!"

В итоге распалившийся С.Шойгу предложил правительству не одобрять документ, подготовленный Минкультом. "Предлагаю не поддерживать проект, а переделать его", - заявил С.Шойгу.

В защиту обескураженного министра культуры выступил только Герман Греф. Он заявил, что в России вообще отсутствует ясная политика того, что должно транслироваться по телевидению. При этом глава МЭРТ подчеркнул, что главным принципом в этой сфере должна быть свобода, которую "нельзя задушить".

"Кому-то не нравится "Аншлаг", а мне не нравится футбол", - сказал Г.Греф. По его словам, подбор программ на телевидении - это "тонкая грань, которую нельзя зарегулировать жесткими госресурсами". Вместе с тем глава МЭРТ подчеркнул, что руководство каналов в подборе передач должно ориентироваться на базовую систему ценностей.

По словам Г.Грефа, развитию культуры в стране должно способствовать и соответствующее финансирование. "Мы замкнуты, имидж зачастую неадекватен тому, что происходит в стране", - отметил Г.Греф.

Выслушав прения сторон, председатель правительства М,Фрадков решил, что правы оппоненты А.Соколова и обязал Минкультуры представить на рассмотрение правительства доработанный документ к 1 июня 2005г. Как отметил премьер, данное решение "подтверждает отсутствие оных (основных направлений развития культуры) на сегодняшний день".

Вместе с тем, по словам премьер-министра, в сегодняшнем решении правительства будет учтен "букет мнений", который прозвучал относительно материалов, подготовленных Минкультуры. И по словам М.Фрадкова, в дальнейшем финансирование данной отрасли должно увеличиваться "по мере улучшения дел в экономике".

В заключение глава кабинета министров расчувствовался и заявил, что все министры должны понимать и сопереживать тому, чем сегодня живет "простой гражданин, наш человек, который по-своему воспринимает жизнь". "Если не брать алкоголиков и люмпенов, то у них (граждан) есть свои представления о жизни", - подозревает премьер-министр. По его мнению, необходимо учитывать эти настроения, а также оценки, которые дают граждане происходящему в стране, и "сопереживать им", несмотря на то, что зачастую уровень образования граждан "не соответствует восприятию норм".

Он признал, что правительство сегодня так и не смогло ответить на вопрос, связанный с определением системы ценностей в стране. Однако М.Фрадков подметил, что одной из главных ценностей в России является все же человек.

Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Закон о госзакупках переписан: как работать поставщикам с 2025 года
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
Дружелюбие снижает доход на 2–6%. Вот что его повышает
Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»
Pro
Ловушки «буддийского маркетинга»: что учесть при выходе на рынок Таиланда