Общество, 16 дек 2011, 19:34

"Сколково": В России космонавтике нужны бизнес-проекты и реформы

Существует риск, что Россия может серьезно сдать позиции в космосе в ближайшие 10 лет, если не удастся переломить нынешние тенденции. Такое мнение высказал на конференции в РБК исполнительный директор кластера космических технологий и коммуникаций фонда "Сколково" Сергей Жуков. По его словам, череда неудач в космосе, преследовавшая Россию в 2011г., является естественным следствием того, что происходит последние 20 лет в космонавтике.
Читать в полной версии
Фото: РБК

Одна из причин такого положения дел - недостаток финансирования в предыдущие годы, который привел к уходу "среднего поколения", людей в возрасте 30-50 лет. Однако сейчас ситуация в отрасли исправляется: за последние 5 лет финансирование выросло в три с лишним раза. В 2011 гражданский космический бюджет составил около 2,9 млрд. долларов, что примерно соответствует третьему месту в мире после бюджета американского космического агентства NASA и бюджета Европейского космического агентства. Тем не менее, именно сейчас обострилась проблема надежности отечественных КА и средств выведения.

Теперь, по мнению С. Жукова, необходимо форсировать проведение структурной реформы отрасли, ориентировать ее на требования рынка, вновь повысить приоритет научных исследований и воссоздать отечественную "школу космоса".

"Сколково", как "посевной фонд", готово поддержать перспективные направления, которые обещают большой рынок, а также рискованные разработки, которых пока не могут быть включены в различные федеральные целевые программы.

Сейчас кластер сформировал, получил одобрение Консультативного научного совета и представил к публичному обсуждению очередную версию своего форсайта (стратегических приоритетов). В него вошли темы в рамках принятой отраслевой классификации космической деятельности (13 направлений), начиная от разработки космических систем связи и телекоммуникаций, завершая производственными технологиями и развитием новых институциональных форм космического бизнеса. По данной тематике кластер активно работает и будет работать с заявителями. Кроме того, выделены приоритетные "узкие" направления, в рамках которых кластер намерен выращивать проекты целенаправленно. К ним относятся: медико-биологические исследования, электроракетные двигатели, разработка долгоживущих спутниковых платформ нового поколения, микроспутниковые технологии, технические решения по комплектующим и микроэлектронике класса "спейс" и некоторые другие.

Главный инновационный фонд страны надеется привнести новую струю в развитие отечественной космонавтики и помочь России выйти на "большие" рынки. Например, на рынок изготовления спутников, где у страны всего 7%, а также телекома, дистанционного зондирования Земли, где доля России менее 3%.

Первое венчурное соглашение космический кластер "Сколково" (совместно с ядерным кластером) подписал с фондом "Триэнгл" при Европейском космическом агентстве, который коммерциализировал целый ряд технологий ЕКА.

"Сколково" может предоставлять гранты объемом не более 300 млн. руб. (10 млн. долл.), при этом утвержденная грантовая политика требует софинансирования "живыми деньгами". Пока в космическом кластере не было одобрено ни одного гранта, однако в рабочей фазе грантового процесса находится уже 6 проектов. В следующем году Фонд "Сколково" планирует одобрить гранты в "космическом направлении" примерно на 500 млн. рублей. Например, фонд готов помочь компаниям, которые предлагают решения по защите и очистке орбиты Земли от космического мусора, а также по созданию микроспутниковых систем для выявления предвестников землетрясений.

Кроме того, фонд планирует поддержать российскую разработку оптического слежения за космическими аппаратами, которая поможет не допустить столкновений аппаратов и появления нового, более мелкого мусора на орбите. Говоря о более отдаленой перспективе, Жуков не исключил, что заинтересовать сотрудников и экспертов Фонда "Сколково" может проект космического лифта - альтернативного способа доставки грузов на орбиту.

Pro
Что будет, если ИИ решит все проблемы людей, — The Economist
Pro
Как найти подход к «плохому» руководителю: советы тем, кто не может уйти
Pro
Не признавать ошибки: как живут боссы с посттравматическим расстройством
Pro
«Я с таким не работаю, но рискнем»: как не должен вести себя психолог
Pro
Второй «пузырь доткомов»: как может выглядеть крах ИИ
Pro
Как Intel и Nvidia пытаются работать в КНР в условиях санкций
Pro
Быстро и дешево запустить сайт или приложение: польза и риски low-code
Pro
Бизнес все больше полагается на ИИ в вопросах найма. Чем заменяют эйчаров