Общество, 17 янв 2007, 06:48

ВЦИОМ: 22% россиян считают риском хранить деньги в банках

После увеличения страхового возмещения по вкладам со 100 до 190 тыс. руб. 9% российских вкладчиков увеличили сумму вклада. К такому выводу пришли в совместном исследовании специалисты ОАО "Всероссийский центр изучения общественного мнения" (ВЦИОМ) и Агентства по страхованию вкладов. При этом 3% вкладчиков открыли еще один вклад, а 6% опрошенных россиян открыли банковский вклад впервые. По сравнению с 2005г. отмечается заметный рост информированности россиян о системе страхования вкладов (ССВ) - 45% в 2006г. против 35% в 2005г. Среди вкладчиков доля осведомленных о существовании ССВ заметно выше - 64%.
Читать в полной версии

22% опрошенных уверены в том, что вложение денег в банки рискованно. Готовы согласиться с утверждением о том, что открытие банковского вклада является рискованным предприятием, 64% опрошенных.

По данным опроса, ежемесячный доход на одного члена семьи у 81% населения России не превышает 5 тыс. руб., половина населения (51%) имеет доходы до 3 тыс. руб. Тем не менее, согласно результатам опроса, треть граждан (33%) в контексте закона о страховании вкладов являются вкладчиками банков (имеют банковский вклад или счет). Данный показатель остался примерно на уровне 2005г. (32%).

"Типичный вкладчик" сегодня обладает ежемесячным доходом свыше 3 тыс. руб. на члена семьи и проживает в крупном (от 500 тыс. жителей) городе. С точки зрения профессиональной принадлежности он является специалистом с высшим образованием, квалифицированным рабочим или пенсионером, возраст его - от 45 лет.

Исследование показало, что доля респондентов, у которых ежемесячно остаются свободные средства после всех расходов, уменьшилась по сравнению с 2005г. почти на треть - с 65% до 40%. Снижение этого показателя на фоне роста доходов населения свидетельствует об опережающих темпах роста потребительских расходов по отношению к доходам.

Треть опрошенных помещает накопления на счет в банке, в то время как половина (50%) пока еще хранит сбережения дома в рублях. В 2006г. выросла доля тех, кто сбережениями считает сумму не менее 100 тыс. руб. - их стало 19% против 9% в 2005г. Это свидетельствует о последовательном росте благосостояния различных групп населения и подтверждает целесообразность увеличения размера страхового возмещения, отмечается в материалах АРБ.

На фоне бурного роста российского фондового рынка и рынка недвижимости почти половина россиян считает, что банковские вклады невыгодны (47% опрошенных). Закономерно, что доля тех, кто считает банковские вклады неэффективным инвестиционным инструментом, существенно ниже среди вкладчиков (15%). Населению все еще достаточно сложно разобраться в предлагаемых банковских услугах (63% - этот показатель остается на уровне 2005г.). 48% опрошенных полагают, что банки предназначены главным образом для обслуживания богатых клиентов.

Четверть вкладчиков осуществляли выбор банка исходя из удобства расположения отделений (26%), а 14% остаются в банках, которые выбрал работодатель, пенсионный фонд или учебное заведение. Советы знакомых (12%), общение с сотрудниками банка (9%), равно как и реклама (5%), не оказывают столь существенного влияния на выбор респондентов. 9% вкладчиков выбрали банк, основываясь на своих знаниях и опыте. Самой востребованной банковской услугой является вклад - 33%. Далее следуют услуги банков по оплате коммунальных услуг (21%) и потребительский кредит (14%). 37% россиян заявили, что вообще не пользуются банковскими услугами.

В опросе, который проводился в ноябре 2006г., приняли участие 1 тыс. 597 человек в возрасте от 18 лет. Статистическая погрешность не превышает 2,34%. В репрезентативную выборку не вошли россияне, чьи доходы на члена семьи превышают 50 тыс. руб. или располагающие свободными средствами в размере не менее 250 тыс. руб. Число таких граждан в стране составляет около 2%, то есть менее статистической погрешности исследования.

Pro
Империя подражаний: как Джек Вэй создал Great Wall Motor из кооператива
Pro
А когда вы меня повысите: о чем спрашивать работодателя на собеседовании
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Как найти клиентов за рубежом и получать до $120 в час — взгляд айтишника
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Крах бизнес-партнерств разбивает дружбу и семьи. Как его избежать