Общество, 17 янв 2011, 12:59

Продажи автомобилей в РФ могут достичь 2,5 млн уже в 2011г.

Рост автомобильного рынка в России в наступившем году продолжится, причем высокими темпами. Такое мнение высказали эксперты и автопроизводители, опрошенные РБК.
Читать в полной версии

Участники рынка оценивают объем продаж в наступившем году на уровне до 2,5 млн машин, что на 30% превышает показатели 2010г. По их мнению, росту будут способствовать программа утилизации, появление новых бюджетных моделей, а также рост экономики страны в целом.

Это все мое, родное

Прошлый год был отмечен резким отскоком российского авторынка от "дна-2009" - по итогам 2010г. продажи автомобилей в РФ выросли на 30%, превысив 1,9 млн машин. В основном рост произошел за счет внутреннего производства: власти одной рукой закрутили импорт иномарок пошлинами, а другой - спонсировали продукцию отечественных автозаводов. В результате один только АВТОВАЗ увеличил свои продажи почти на 170 тыс., прочно заняв своими Lada более четверти рынка.

Однако если в ушедшем году катализатором роста рынка была госпрограмма утилизации, то в этом году наибольшее влияние будут оказывать восстановление рынка автокредитования и улучшение общей макроэкономической ситуации в стране, считают на АВТОВАЗе. Свою роль сыграют и высокие пошлины на импортируемые автомобили.

"Рост продаж иномарок будет обеспечен в первую очередь автомобилями, производимыми на территории России", - отмечают в компании. С этим согласны и в аналитическом агентстве "Автостат" - там справедливо замечают, что импортироваться будут лишь те модели, которые не производятся на российских заводах и не имеют массового спроса.

Новые бюджетные иномарки

Еще один важный фактор для роста авторынка в текущем году - появление на нем иномарок в довольно узком бюджетном сегменте. Ранее в ценовом промежутке между продукцией АВТОВАЗа и приличными иномарками были представлены разве что Renault Logan да Daewoo Nexia. Теперь же список моделей в ценовом диапазоне "около 400 тыс." заметно расширился - теперь в него входят Volkswagen Polo, Renault Sandero, а вскоре добавится и Hyundai Solaris.

По мнению директора "Автостата" Сергея Целикова, именно за счет Polo и Solaris продажи немецкого и корейского автопроизводителей будут расти быстрее рынка в 2011г. (в отличие от KIA и Daewoo, чей рост продаж замедлится).

"Рост данного сегмента поможет обновлению автопарка России (на автомобили эконом-класса люди могут пересесть с подержанных авто). Кроме того, он может сработать и для тех, кто раньше вообще не задумывался об эксплуатации автомобиля", - говорит главный исполнительный директор розничного подразделения компании "Рольф" Сергея Щербинин.

Рост автокредитования

Кризис весьма ненадолго отучил россиян брать кредиты в банках, взвинтивших в 2009г. процентные ставки до неприемлемых. По мере того как самая острая фаза кризиса осталась в прошлом, нефть дорожала, а рубль креп, процентные ставки стали возвращаться в нормальное русло. У россиян, в свою очередь, начали снова появляться деньги.

Вдобавок государство приложило руку к субсидированию ставок по кредитованию покупки автомобиля, что позитивно сказалось на этом рынке. В результате доля автокредитования на авторынке России увеличилась с 21,8% в 2009г. до 40% в 2010г.

У компании "Рольф" в середине 2010г. доля кредитных продаж в общем объеме превысила докризисные. По словам С.Щербинина, растет потребительская уверенность, которая фактически вернулась на свой докризисный уровень: люди снова готовы тратить деньги на автомобили, и не только в случае крайней необходимости.

В то же время свою роль играют специальные программы кредитования, которые клиентам предлагают большинство производителей совместно с банками, отмечает он.

По словам президента ООО "Тойота Мотор" Такеши Исогая, эффективными инструментами для роста авторынка являются также продажи автомобилей с пробегом в сетях официальных дилеров и услуга trade-in (замена старых единиц техники на новые).

Разные прогнозы

На 2011г. эксперты и автопроизводители дают разные прогнозы, но все сходятся в одном: российский авторынок продолжит расти. Наибольшим оптимизмом отличается агентство "Автостат" - там полагают, что продажи автомобилей могут вырасти на 31,5% - до 2,5 млн.

Оценки непосредственно производителей скромнее - автоконцерны предпочитают не говорить гоп, пока не перепрыгнут. Самыми сдержанными оказались японцы из Toyota - по их мнению, рынок вырастет с 1,9 млн автомобилей всего до 2 млн штук. Несмотря на радужные ожидания экспертов, осторожничает и Volkswagen: его прогноз - 2-2,1 млн машин.

Лидер отечественного автопрома АВТОВАЗ прогнозирует рост рынка на 21% - до 2,15 млн единиц. А вот в компании Nissan ожидают 25-процентный рост - до 2,4 млн автомобилей. В компании в целом настроены оптимистично - планируется, что ежемесячные продажи Nissan на российском рынке в ближайшее время более чем в два раза превысят ежемесячные показатели 2009г. "Мы рассчитываем, что рост наших продаж будет расти быстрее, чем рынок в целом", - отметили в компании, не комментируя точные планы продаж.

В группе "ГАЗ" отметили, что в 2011г. ожидается продолжение процесса восстановления экономики, что положительно отразится и на рынке коммерческого транспорта. "Но мы не ожидаем столь же высоких темпов роста рынка, как в 2010г., - основной эффект выхода из кризиса уже реализован", - сообщила РБК заместитель председателя правления группы "ГАЗ" Елена Матвеева. По ее мнению, в 2011г. и последующие годы рост будет происходить более умеренными темпами.

"По нашим оценкам, рост рынка легких коммерческих автомобилей в 2011г. составит 15-20%", - сказала Е.Матвеева.

По словам председателя комитета автопроизводителей АЕБ Дэвида Томаса, российский автомобильный рынок сможет выйти на докризисный уровень продаж (2,8-2,9 млн автомобилей) уже в 2012г. По его прогнозам, в общем росте значительная доля придется на программу утилизации - порядка 30-35%.

Мария Захарова, РБК

Pro
Кийосаки предсказал банкротство США. Кто дает столь же мрачные прогнозы
Pro
Мозг все равно вас обманет: Даниэль Канеман — о когнитивных искажениях
Pro
Как торговаться за выходное пособие, если работодатель хочет вас уволить
Pro
Субсидиарная ответственность за штраф от ФНС: как оправдаться директору
Pro
«Воспалительный возраст». В Стэнфорде нашли способ отсрочить старость
Pro
Китай резко снизил поставки техники в Россию. Что мешает справиться самим
Pro
«Блеск люкса тускнеет». Почему кризис повлиял на сегмент роскоши
Pro
Пять признаков того, что в компании «хромает» клиентский сервис