Общество, 17 янв 2017, 17:16

Россияне сократили предновогодние траты до минимума за пять лет

Сумма среднего предновогоднего чека в декабре 2016 года оказалась наименьшей за последние пять лет, даже без учета накопленной за эти годы инфляции
Читать в полной версии
Фото: Михаил Почуев/ТАСС

Россияне, чьи реальные доходы сокращаются вот уже более двух лет подряд, больше не могут тратить на предновогодние покупки столько же, сколько раньше, свидетельствуют данные исследовательского холдинга «Ромир». В декабре 2016 года сумма среднего чека покупателей российских супермаркетов составила 591 руб., что на 8,1% меньше, чем было в последнем месяце 2015 года (643 руб.). Более того, сумма среднего предновогоднего чека оказалась наименьшей за последние пять лет (2014 год  670 руб. 2013 год — 605 руб., 2012 год — 616 руб.), даже без учета накопленной за эти годы инфляции.

Негативная динамика зафиксирована эксперта​ми «Ромир» в том числе и в Москве. По сравнению с ноябрем свои траты москвичи в преддверии Нового года-2017 увеличили всего на 4,3% (в среднем по России прирост составил 7,8%), что оказалось существенно ниже предновогодних показателей предыдущих лет. В результате средний чек в Москве приблизился к показателям января 2016 года, когда расходы традиционно сокращаются.

Особенно серьезное сокращение суммы среднего декабрьского чека было зафиксировано экспертами «Ромир» в «магазинах традиционной торговли», где она уменьшилась в годовом исчислении почти на четверть (-22,4%). В гипермаркетах спад составил 14,3%, в супермаркетах — 12,2%, в магазинах-дискаунтерах — 11,5%.

«Даже предпраздничные покупки не смогли скорректировать картину настолько, чтобы отыграть потери последних месяцев. Восстановление продолжается, но потребует больше времени», — отмечается в отчете «Ромир».

В начале 2017 года эксперты Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) сообщили о привыкании россиян «к снижению потребительских стандартов», в результате чего многие граждане не считают свое материальное положение проблемным», даже несмотря на то что не имеют возможности покупать необходимую одежду или еду.

В отчете ВШЭ отмечалось также, что, пытаясь приспособиться к изменившимся условиям, россияне сокращают потребление товаров и услуг (41% всех опрошенных) и переходят на более дешевые продукты питания (45%).

Pro
Как «Лемана ПРО» ищет земли под магазины и анализирует маршруты доставки
Pro
Чат-бот в каждый дом: зачем бигтехам масштабная ИИ-революция
Pro
«Эффективность — это ругательство»: главное о менеджменте от Минцберга
Pro
Как убедить руководство оплатить ваше обучение: пошаговый план
Pro
Российский только шильдик: почему мы закупаем роботов за рубежом
Pro
Диета как инвестиционный портфель: какие продукты — хорошие активы
Pro
«Русская рулетка»: как рассчитаться с китайцами — 5 схем
Pro
США усиливают санкции против китайского бизнеса с Россией. Где выход