Минтранс поставит "злых контролеров" следить за дорожными фондами
Дорожный фонд, созданный в России, относится к фонду первого поколения и находится в составе бюджета. Считается, что контроль за такой формой "дорожной казны" менее действенный, чем за фондами второго поколения, в учредителях которых есть общественные организации.
Тем не менее "народный" контроль за расходованием средств фонда в Министерстве транспорта РФ обещают развивать. Как сообщил на конференции в РБК заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Иннокентий Алафинов, в ведомстве уже создан общественный, экспертный и научно-технический советы. Не считая того, что фонд, как и любую бюджетную организацию, проверяют Счетная палата и Росфиннадзор.
По мнению Научного руководителя НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаила Блинкина, объяснить значительные затраты отрасли можно только при полной информационной открытости, создании понятной информационно-технологической среды и подключении общественности, так как самыми злыми контролерами за "дорожными деньгами" во всем мире являются ассоциации профессиональных перевозчиков и клубы автовладельцев.
При этом сами общественники ратуют за контроль не в форме "жалобной книги", а хотят воспринимать свою работу как инструмент воздействия на чиновников.
Помимо федерального дорожного фонда, в субъектах РФ создаются региональные и муниципальные фонды. По расчетам Министерства финансов РФ, субъекты должны направить в дорожные фонды около 344 млрд руб. в 2012г. Основные формы наполнения такой дорожной казны в регионах - часть акцизов на бензин (в субъекты идет 70% от акцизов, поступивших в федеральный фонд), транспортный налог и еще 32 дополнительных источника, начиная с использования придорожной полосы и заканчивая возвратом штрафов за несвоевременное исполнение подрядных работ дорожными организациями.
Ожидается, что работа региональных фондов поможет в развитии сельских дорог. По словам заместителя министра транспорта РФ Олега Белозерова, на строительство и содержание сельских дорог в 2012г. из региональных дорожных фондов будет выделено 20 млрд руб. - огромная цифра, которая никогда не направлялась на сельские дороги таким целевым образом.
На местах следить за работой дорожных фондов также намерены с помощью общественных советов. Но есть и более прогрессивные методы. Например, в Татарстане запустили геоинформационную систему с данными о ремонтируемых дорогах. При этом разместить фотографии ям или других дорожных проблем в такой системе доступно любому пользователю. Предполагается, что такой интерактив будет использован и на федеральном уровне.