Общество, 17 апр 2007, 22:04

Конкуренция театров и антрепризы ужесточается

Репертуарная модель театра (изобретенная еще Станиславским и Немировичем-Данченко) прижилась не только в советской России, но и во всем мире. Тем не менее в рыночных условиях эта модель претерпевает все большие изменения, адаптируя в той или иной степени принципы антрепризы, предполагающие самоокупаемость театральных проектов.
Читать в полной версии

Действительно, сегодня как антреприза, так и государственные театры практикуют приглашение известных актеров за соответствующие гонорары. Но при этом, в отличие от классического театра с постоянной труппой, антреприза представляет собой лишь "пакет" театральных проектов, главную роль в которых играют не режиссеры, а продюсеры.

Продюсеры осуществляют наем актеров, аренду площадок для репетиций, составляют бизнес-планы гастролей. И жалуются только на отсутствие законов о меценатстве и спонсорстве. "Инвесторы приходят, другое дело, в какой форме - у нас для этого нет никаких законов, – рассказал в эфире телеканала РБК в программе "Сфера интересов" главный режиссер и арт-директор "LA*Театра" Владимир Дубровицкий.

Более того, по словам эксперта, в некоторых случаях инвестициям в антрепризу мешает также политика государственной поддержки театров: "Мы ведем переговоры с потенциальным спонсором, а он жалуется, что его уже заставили (через администрацию президента России) спонсировать другой, государственный театр".

Любопытно, что сами представители государственных театров вообще не верят в "рынок в искусстве": они критикуют антрепризу, называя ее непрозрачной и второсортной. "Сегодняшняя антреприза – разновидность "черного" бизнеса, – утверждает худрук театра "Школа современной пьесы" Иосиф Райхельгауз. – Антреприза находится в одном ряду с нелицензионным тиражированием фильмов и т.п."

По словам эксперта, драматические, а тем более музыкальные театры по определению не могут быть коммерчески успешными, и акционирование знаменитой венской "Фолькс-Оперы" скорее исключение из правила: так, государственной собственностью остаются и Comedie Française, и "Берлинер ансамбль", и израильский театр "Габима", и т.д.

В то же время низкая зарплата заслуженных артистов в российских государственных театрах ни для кого не секрет. "Я в Театре Маяковского проработала 10 лет – 10 лет коту под хвост, я себе этого простить не могу, – рассказывает народная артистка РФ Татьяна Васильева и добавляет, что только в антрепризе смогла реализоваться как актриса: "Как правило, в труппе обычного театра около 60 человек, и все хотят играть…"

Работать "на дядю" актерам, несомненно, выгоднее, чем работать "на государство", зато этого нельзя сказать про российских режиссеров. "Они не работают в антрепризе, потому что это стыдно! – считает И.Райхельгауз. – Я не знаю антрепризы, в которой бы поставили спектакль Петр Фоменко, Анатолий Васильев, Сергей Жиновач и т.д."

Сегодня антреприза может похвастаться только приглашением известных режиссеров-иностранцев - Питера Штайна, Питера Брука и других, что отчасти объясняется рекламной стратегией частных театров, но ведь очевидно, что российские режиссеры не хуже: видимо, что-то все-таки удерживает их в государственных театрах.

Как бы то ни было, но антрепренеры говорят об успешности своих проектов: спектакли стоимостью от 50 тысяч долларов до 1 млн окупаются за полгода. И все обвинения в низком качестве и двойной бухгалтерии В.Дубровицкий связывает с усиливающейся конкуренцией между театрами и антрепризой.

Тем не менее государственным театрам все же придется освоиться с принципами рынка – в рамках реструктуризации всей бюджетной сферы. В ходе так называемой "театральной реформы" им предложено либо остаться на государственном финансировании при условии строгой отчетности в расходах (перед попечительными советами), либо изменить статус на АУ – автономные учреждения. Тогда, оставаясь в государственной собственности, они получают право самостоятельно распоряжаться доходами, продолжая получать финансирование на хозяйственные нужды, но не зарплаты – эта автономия будет предоставлена "в обмен" на обязательства по исполнению некоего госзаказа: на определенное количество спектаклей, акций и т.п.

И определяться с выбором театры будут в течение 2007 года, бюджет которого по части их финансирования сверстан по-старому. Таким образом, опыт антрепризы становится все более востребованным для государственных театров, которые только в форме АУ могут рассчитывать сегодня на повышение зарплат своих сотрудников.

По всей видимости, уже с 2008г. стоит ожидать ужесточения конкуренции между "переформатированными" театрами и антрепризами, но в данном случае справедливы и опасения многих режиссеров: не приведет ли "борьба за зрителя" к ухудшению качества русского театра, который будет вынужден подстраиваться под вкусы публики.

Впрочем, по данным социологов, российская публика все реже посещает театры: платежеспособный спрос в регионах недостаточно велик для дорогостоящих гастролей. Как правило, серьезные постановки не выезжают за рамки театрального "золотого кольца": Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск.

Pro
«Я уже свое отучился»: как убедить сотрудников развивать компетенции
Pro
У вас есть ₽1,5–2 млн на открытие дела. Как выбрать «ту самую» франшизу
Pro
Поворот направо. Что политические изменения в Европе значат для экономики
Pro
Против агрегаторов заводят уголовные дела. Что будет с этим рынком
Pro
Fisker — банкрот. Кому достанутся производство и бренд
Pro
«Мы с мамой расстаемся»: как поддержать ребенка при разводе
Pro
Партнер не платит налоги: когда это станет проблемой вашего бизнеса
Pro
Цифровые двойники городов: как они устроены и зачем нужны